Сравнительный анализ инклюзивного образования в России и в Норвегии 1 МБДОУ детский сад 38 Чепурухина Анастасия Евгеньевна Заполярный 2012 г.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН 2
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании. 3
По сведениям Минздрава и социального развития России в стране 4,5 процента или более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии 4
Декларация, принятая в июне 1994 года в Саламанке обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей. 5
Обучение в классе обычной школы возможно на данный момент только для детей с незначительными нарушениями, поскольку для них легко создать специальные условия. 6
Многие дети-инвалиды не могут посещать общеобразовательные школы, поскольку они физически недоступны: отсутствуют пандусы, лифты. 7
В Норвегии Главный принцип: родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов выбирают любые образовательные учреждения, удобные для них. В норвежской школе, принцип инклюзии детей с ОВЗ можно считать продолжением школьной реформы 1970-х годов, нацеленной на интеграцию. Все коррекционные учреждения, специализированные интернаты закрылись до 1991 года. 8
9 Учиться обязаны абсолютно все, независимо от диагноза и ограничений, связанных с ним. Надомного обучения в Норвегии не существует. Скандинаво-американская модель обучения лиц с ОВЗ
10 Когда ребенок попадает в школу, его там готовы принять. Педагоги обучены работе с детьми данного диагноза, оборудовано рабочее место ребенка,на уроке присутствуют помощники учителя (в некоторых классах их может быть до четырех).
Проблемы обучения в Норвегии получение начального образования осложнено тем, что до сих пор для детей с ограниченными возможностями здоровья нет специально разработанных образовательных стандартов и программно-методического сопровождения 11
Не следует недооценивать того, что при отсутствии необходимой законодательной, экономической, социальной базы поспешное широкое внедрение идей интеграции, попытки подмены системы специального образования тотальной интеграцией могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социо-культурном развитии. Риски и перспективы развития инклюзии в России 12
Стратегия решения проблем 13
Инклюзия остается господствующим принципом, который должен реализовываться за счет того, что приспособленному обучению будет уделяться все больше внимания. Приспособленное обучение должно осуществляться в форме как обычного обучения, так и специального. 14
Первая стратегия Предупреждение и раннее вмешательство, или «Отследить – и организовать сопровождение». 15
Вторая стратегия Укрепление психолого-педагогической службы.«Целенаправленные профессиональные усилия – лучший результат обучения». 16
Улучшить взаимодействие между различными инстанциями. «Сотрудничество и согласованность действий облегчают движение вперед». Третья стратегия 17
Спасибо за внимание. 18