Опыт работы учителя физической культуры МБОУ СОШ 1 г.Ессентуки Ставропольского края
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский
Использование современных образовательных технологий могут обеспечить всестороннее развитие школьников. Здоровье школьника – приоритетное направление государственной политики. Здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных задач всей системы образования.
Актуальность темы Увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Снижение двигательной активности школьников. Причинами ослабления здоровья школьников являются: высокая интенсивность учебного труда; малоподвижный образ жизни; накапливание отрицательных эмоций; психическая нагрузка.
Забота о здоровье учащихся обязанность каждой школы, каждого учителя. Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач!
Проблема Как развить интерес учащихся к урокам физической культуры и выработать потребность в здоровом образе жизни. Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонента физкультурной деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающей педагогики обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ.
Условия здоровьесбережения Требования к спортивному оборудованию Освещенность зала Требования к расписанию уроков Чистота помещений Личная гигиена учащихся Воздушно- тепловой режим
Главная цель работы учителя физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо: создать условия, способствующие развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью; обеспечить учащихся достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни; обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования; формировать ценностное отношение к своему здоровью.
Решение задач совершенствование методики проведения урока; индивидуальная работа со слабоуспевающими и физически развитыми учащимися; коррекция занятий на основе диагностики развития, способностей и природных задатков школьников; мотивация к занятиям.
Валеологическое просвещение учащихся и их родителей. ПРИНЦИПЫ ВАЛЕОЛОГИИ Сохранение здоровья Укрепление здоровья Формирование здоровья На родительских собраниях - беседы о состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления. На уроках - беседы о здоровом образе жизни; объяснение значения каждого из упражнений; компьютерные презентации; вопросы и задания по здоровьесбережению. 1. Как Вы понимаете, что такое "быть здоровым" и "здоровый образ жизни "? 2. Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни? 3. Назовите основные причины сказать " Нет, наркотикам ! ". 4. Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
Нетрадиционные уроки сюжетно – ролевые; уроки здоровья, построенный на делении детей на группы (по группам здоровья); урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия); урок гимнастики, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях; урок гимнастики, построенный на музыкально-ритмических движениях.
Группы здоровья I группа здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. II группа здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Группа «А» Группа «Б» Группа «В» III группа дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). IV группа дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. V группа дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.
Особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на развитие выносливости: бег прыжки подвижные игры туризм гимнастика
Гигиенические навыки режим дня закаливание организма личная гигиена
Использование современных средств физического воспитания Формы воспитания: - ритмическая гимнастика; - занятия шейпингом; - занятия на тренажерах.
Комбинация игрового, соревновательного и кругового метода
Уроки физкультуры + спортивные внеклассные мероприятия Физкультурно- оздоровительные мероприятия Физкультурно- массовые мероприятия Внеклассная работа Обще-физическая подготовка, спортивные секции
« Мама, папа, я- спортивная семья» Соревнования
Результаты Повышение успеваемости
Результаты Повышение динамики роста физической подготовленности учащихся
Результаты Повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом
Результаты Повышение динамики состояния здоровья учащихся Положительная динамика снижения заболеваний Уменьшение количества случаев заболеваний
Победители и призёры школьных и муниципальных соревнований Результаты
Задача здоровьесберегающей педагогики обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» Джон Локк
Будьте здоровы!