Система практического использования специальных коррекционных мероприятий на разных этапах при обучении математики Автор: Печеркина Евгения Владимировна учитель математики МКСКОУ Еманжелинской школы-интерната VIII вида
Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.
Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения 1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти. Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово Какое слово у вас получилось? (миллион) - Читаем это слово хором по слогам. - Читаем хором с ударением. - Читаем хором как говорим. - Какая орфограмма в этом слове? -Это слово словарное, его написание нужно запомнить. Эти упражнения можно использовать во всех классах, лишь усложняя задания лимон 12345
Коррекционно - развивающие упражнения 2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти. Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд. - Какие фигуры вы запомнили? - На какой фигуре располагалась каждая цифра? - Каким цветом была каждая фигура? Составим из данных цифр многозначное число. - Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное) - Почему? (так как имеется всего 4 цифры) Составьте. -Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.) Сложность этого упражнения зависит от класса и темы урока. Например, в 5-6 классах можно использовать разные фигуры, в 7 классе по теме «Четырехугольники», в 9 классе – по теме «Объемные фигуры»
Коррекционно - развивающие упражнения 3. Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти. Предлагаются цифры записанные на доске следующим образом: Запомнить цифры, записанные красным цветом. - Какие цифры вы запомнили? Составьте наименьшее трехзначное число. Составьте наибольшее трехзначное число. В 5 классе мы составляем трехзначные числа, в 6 – пятизначные числа, 7-9 классы шестизначные числа. В зависимости от класса можно использовать не два цвета, а три или четыре
Коррекционно - развивающие упражнения 4. Игра на развитие координации движений и зрительное восприятие «Паутинка». - Что у меня в руке? (клубок ниток) -Я бросаю клубок, не отпуская нитку и говорю: «Добрый день, я рада тебя видеть. Вы кидаете следующему ребёнку, также, не отпуская нитки. - Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулись друг к другу, - Давайте все, поднимем руки вверх. -Какие геометрические фигуры вы видите? Эта игра проводится в 5-6 классах.
Коррекционно - развивающие упражнения 5. Упражнения с использованием тематических физминуток Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три прижмем к плечам, на 4 к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. Эта физминутка может использоваться в 5-7 классах
Коррекционно - развивающие упражнения 5. Упражнения с использованием тематических физминуток Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Коррекционно - развивающие упражнения Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей (6 класс) ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки на уроке математики следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. Также можно использовать это упражнение при изучении треугольников, десятичных дробей и т.д.
Коррекционно - развивающие упражнения Большой интерес вызывают у учащихся упражнения вида: «Первым сядет тот, кто...» Варианты могут быть разными в зависимости от класса и темы. Например, 1. По теме многозначные числа: назвать пятизначное число. 2. По теме на умножение и деление: повторить таблицу умножения. 3. Назвать четное число и т.д.
Коррекционно - развивающие упражнения Упражнение «Магический квадрат». Задания: 1. Определить зависимость в записи чисел. 2. Вставить пропущенные числа. 3. Дать характеристику числам. 4. Записать числа по памяти.
Коррекционно - развивающие упражнения При изучении темы «Величины» использую упражнения на знание единиц измерения и их соотношения 1. Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной; Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой. 2. С целью формирования реального представления применяются следующие упражнения: 1. Продолжи выражение: масса 1 яблока …; масса арбуза …; масса вагона угля …; 2. Продолжи выражение: ширина спички …; длина карандаша …; длина класса ….; расстояние до Москвы … Упражнения с мерами стоимости (используются муляжи денег). Определи сдачу, разменяй 1000 рублей двумя купюрами, четырьмя купюрами, определи стоимость покупки 3. Задания направленные на развитие воображения и мышления: 1) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3 м, масса тыквы – 7 кг, цена ручки – 5 руб.;
Коррекционно - развивающие упражнения Одним из занимательных приемов коррекционной работы являются сказки. Так изучение нового и закрепление пройденного материала облачено в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит учащихся в волшебный мир. Причем сказки могут использоваться как в среднем звене, так и в старших классах. Например, сказка для 9 класса «Четырехугольники» Как-то раз собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: "Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем." Все согласились. И рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. Но вскоре на пути им встретилась гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли они до обрыва, где был узкий мост. Мост поставил условие, что пропустит только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. В итоге по мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем четырехугольников?
Коррекционно - развивающие упражнения Огромная часть информации воспринимается учащимися через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Например, 5 класс - Построение треугольников с помощью циркуля. 6 класс – параллельные и перпендикулярные прямые. 8 класс – транспортир. Измерение углов с помощью транспортира 9 класс – изучение и построение объемных фигур (параллелепипед, конус, цилиндр, куб, пирамида)
Таким образом, разработанные коррекционно- развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их. Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений, у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений.
c/std/ / / e9a0f0b088.jpghttp://img3.proshkolu.ru/content/media/pi c/std/ / / e9a0f0b088. jpg - фон shumr.edu.cap.ru/home/4167/2011/sait/d6b5 7bc33622e1ed685267db6f38938e.gifhttp:// shumr.edu.cap.ru/home/4167/2011/sait/d6b5 7bc33622e1ed685267db6f38938e.gif - перо jpg jpg - надпись.