В.З. Кантор, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕКТИВ РАЗРАБОТЧИКОВ ФГОС Представляемые научно-образовательные учреждения: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт коррекционной педагогики РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Количественный состав: 1 действительный член РАО, 2 члена-корреспондента РАО, 21 доктор наук, 21 кандидат наук, 6 представителей учреждений специального образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ФГОС для глухих детей; ФГОС для слабослышащих и позднооглохших детей; ФГОС для слепых детей; ФГОС для слабовидящих детей; ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи; ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; ФГОС для детей с задержкой психического развития; ФГОС для умственно отсталых детей; ФГОС для детей с расстройствами аутистического спектра.
ИННОВАЦИОННОСТЬ ФГОС базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики, снятие «постулата не обучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.
НОВОВВЕДЕНИЯ ФГОС закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ.
ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Образовате льная программа Сопостави- мость с образованием здоровых детей (академический компонент) Календар ные сроки обучения Особые обязательные условия Возможность перехода на другой вариант образовательной программы Вариант 1Полностью сопоставима Норматив ные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ. Предусмотрена Вариант 2Полностью сопоставима Пролонги рованные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Предусмотрена
Образова тельная программа Сопоставимо сть с образование м здоровых детей (академический компонент) Календарные сроки обучения Особые обязательные условия Возможность перехода на другой вариант образовательной программы Вариант 3 Частично сопоставима Пролонгирован ные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Предусмотрена Вариант 4 Не сопоставима Пролонгирован ные - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Предусмотрена ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТОВ ФГОС 24 региона России (Калининградская обл., Республика Карелия, Мурманская обл., Воронежская обл., Чеченская Республика, Республика Бурятия, Хабаровский край, Забайкальский округ и др.), свыше 100 образовательных учреждений, более 1500 педагогических работников.
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Действия: - оценка готовности образовательных организаций к реализации определенного вида ФГОС и определенного варианта адаптированных образовательных программ; - приведение в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях; - получение образовательной организацией права на реализацию определенного варианта адаптированной программы ФГОС определенного вида; - организация процесса повышения квалификации специалистов образовательных организаций, реализующих адаптированные программы в рамках ФГОС определенного вида;
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Действия: - совершенствование нормативного сопровождения внедрения ФГОС, предусматривающее разработку договора между участниками образовательного процесса, процедуры согласования с родителями варианта программы для ребенка с ОВЗ, процедуры перевода ребенка с ОВЗ с одного варианта программы на другой; - совершенствование методического и дидактического обеспечения реализации адаптированных образовательных программ: создание и издание нового поколения учебников, методических и учебных пособий; - обеспечение мониторинга качества реализации адаптированных образовательных программ с целью оценки динамики результатов освоения адаптированной программы ребенком с ОВЗ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС Обсуждение и экспертиза проекта Концепции ФГОС: - специалистами-практиками из 77 регионов России, - в Комитете по образованию Государственной Думы РФ, - в региональных органах управления образованием, -в региональных службах Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Совещания, круглые столы, конференции, семинары на апробационных площадках.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ РАЗРАБОТКИ ФГОС Информационный портал fgos-ovz.herzen.spb.ru Общественно-научные мероприятия на базе Министерства образования и науки РФ и РГПУ им. А.И. Герцена.
ФГОС: ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ определение требований к структуре основной образовательной программы, условиям и результатам образования; наличие общих элементов в структуре АООП дошкольного и начального общего образования; описание специальных условий реализации АООП; обеспечение возможности освоения АООП дошкольного и начального образования на основе индивидуального учебного плана; предоставление педагогам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания, возможность вариативного их использования; возможность - при разработке АООП дошкольного образования - ориентироваться на содержание и результаты АООП начального образования конкретной категории детей с ОВЗ.
Спасибо за внимание!