Готовимся к обучению в школе Консультация для родителей. Составитель: Зуева Л.Ю., старший воспитатель ГБДОУ д/с 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петеребурга «Ягодка»
По материалам статьи А.Л. Сиротюк «Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка»
Составляющие успешного обучения в школе Учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга Полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела Учет половых особенностей Воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга
1 составляющая: учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и правополушарные. Координирует работу полушарий мозолистое тело (пучок нервных волокон, обеспечивающих передачу информации из одного полушария в другое)
2 составляющая: полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном детстве Развитие межполушарного взаимодействия, обеспечиваемого мозолистым телом, у девочек происходит к 7 годам, а у мальчиков – к 8 – 8,5. Во время стресса нарушаются и межполушарное взаимодействие и, соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений глаз и языка к движениям рук; подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
1. «Уши». Цель – энергетизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину. 2. «Колечко». Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного пальца к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно.
3. Кулак-ребро-ладонь. Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. При затруднениях взрослый предлагает ребенку: «Помогай себе – вслух или шепотом – командами «кулак-ребро-ладонь».
4. «Лезгинка». Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть- восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
5. «Лягушка». Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук. 6. «Замок». Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Не желательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем (если занятия воспитатель проводит с группой) дети могут выполнять упражнение парами.
7. Ухо-нос. Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 8. Зеркальное рисование. Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
9. Дыхательные упражнения. Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга. Первый вариант. Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Второй вариант. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. Третий вариант. Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж- ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
10. Глазодвигательные упражнения. Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), формирование вектора сканирования пространства. Первый вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырем ос новным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях, причем удержание по длительности должно быть равным предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Второй вариант. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатывать движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном (боковом) положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнения можно выполнять с легко прикушенным языком или плотно сжатыми челюстями.
3 составляющая: учет половых возможностей Половые различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К семи годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к восьми годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год.
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно- временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13.
Мозг мальчиков по сравнению с мозгом девочек – более прогрессивная, дифференцированная, избирательная и экономичная система. У мальчиков особенно избирательно активны передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно они отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У девочек совершенно иная организация работы коры больших полушарий – высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов).
Для мальчиков характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всем сразу и ни о чем одновременно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела.
Неодинаково сказывается на работе мозга детей разного пола и утомление. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, девочки – мальчиков по вербальным способностям. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе успешнее обучаются девочки. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены возникновению школьной дезадаптации и стрессу.
Факторы фундаментального закрепощения: режим традиционно-неподвижной сидячей позы; отчуждение органов чувств; узкоформатные и плоскостные книжные технологии познания вместо сенсорно-стимульных и пространственных; программно-скоростные установки к технике письма на фоне незрелости зрительно-мануального чувства координации; скоростные установки к технике чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы; авторитарно-подавляющее, бесполое и недифференцированное обучение. К дополнительным факторам, усугубляющим стрессовое состояние, можно отнести такие школьные реформы, как: замена импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой; замена ростомерной мебели на одномерную; замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью; замена электролампового освещения на мелькающее люминесцентное.
Памятка для воспитателей и родителей При подготовке ребенка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» /М. Монтень/. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, так как это соответствует возрастному этапу их развития. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением. При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия /мозолистого тела/. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек. Девочки могут капризничать из-за усталости /истощение правого «Эмоционального» полушария/. Мальчики в этом случае истощаются информационно /снижение активности левого рационально-логического полушария/. Ругать их за это бесполезно и безнравственно. Лень ребенка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребенком. Сделайте своей главной заповедью: «Не навреди!»