Документы круглого стола Создание условий для личностного и профессионального самоопределения в процессе обучения как фактор социализации детей-инвалидов.
1. Обсудить опыт создания условий социализации детей-инвалидов в системе дистанционного обучения. 2. Определить модели планирования и организации методического сопровождения социализации детей- инвалидов в системе дистанционного обучения. 3. Выработать рекомендации для реализации программ формирования базовых компетенций социализации детей-инвалидов в системе дистанционного обучения Задачи работы секции 2
Рекомендации 1. превратить образовательный процесс в деятельность не только педагога, но и самого ученика; 2. усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса образования, повысив его развивающий характер; 3. использовать на уроках материалы практико ориентированного характера, усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьников с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства; 4. расширить ресурсную базу; 5. обеспечить высокий уровень мотивации; 6. максимально усилить обращение к личному опыту учеников, создавать условия для расширения и углубления личного опыта; 7. создать условия самореализации учеников на уроках и во внеурочной деятельности; 8. применять активные методы обучения, активно включать учеников в дискуссии, учебные, ролевые и деловые игры, социальные пробы, просоциальные практики.
Рекомендации (продолжение) условиями являются: - повышение теоретического и методического уровня организаторов социального проектирования; - наличие материально-технической и учебно- методической базы, ресурсов Интернет, ТСО; - развитие мотивации и актуализация значимости опыта социального проектирования; - создание положительного нравственно- психологического климата на занятиях; - направленность социального проектирования на решение актуальных проблем местного сообщества; - осуществление педагогического сопровождения, - стимулирование творческих авторских находок; - осуществление индивидуального и дифференцированного подходов; - публичное обсуждение результатов проектной деятельности; - осуществление рефлексии.
ИТОГИ работы секции 1. Компетенции формируются на личностной основе: необходимо создать условия для индивидуального развития каждого ученика; мотивировать обучаемых на проявление самостоятельности, овладение компетенциями. 2. Учитель должен быть не только компетентным в той или иной области, но и уметь организовать обучение компетенциям. Педагог перестаёт быть носителем знания – он становится руководителем, наставником как конкретного ученика, так и группы учащихся. 3. Необходимо определить критерии оценки уровня овладения компетенциями. Оценка должна иметь целью сравнение учащегося с самим собой, а не с едиными нормами. 4. Трудно составить единый список знаний и умений, относящийся к тому или иному реальному объекту, но без выделения некоего перечня, ядра знаний и умений теряется предмет обучения. Такой список должен включать интеллектуальные, деятельностные и эмоционально-ценностные аспекты. 5. Компетенции формируют способность самостоятельно определять цель и достигать её при любых ситуациях. Для этого должен активно использоваться как социальный опыт решения проблем, так и личный опыт учащихся. 6. Приобретение опыта деятельности требует создания условий, максимально приближенных к реальным. Так расширяется образовательное пространство, увеличивается значение практики, внеурочных форм обучения. 7. Формируемые компетенции должны быть актуальны для школьников приближать их к ожидаемым результатам. Образовательный процесс, основанный на компетентностной парадигме, шире учебного процесса. Следовательно, он должен пронизывать разные стороны жизни ребёнка (учебную, внеучебную и т.д.). Несмотря на кажущуюся новизну, компетентностный подход не содержит ничего революционного. Цели ключевых компетенций сводятся к базовым постулатам педагогики: научить учиться, признать субъектность, равность ученика учителю, в том числе в определении цели и траектории образования, использовать практико ориентированные ситуации и активные методы обучения.