Экспертная деятельность Кейс 1. Экспертиза : понятие, сущность, типология
Планируемый результат понимание сущности экспертизы и экспертной деятельности, функций, принципов проведения процедур экспертизы ( тесты ) овладение содержанием, процедурами экспертной деятельности в образовании, методами организации процедур экспертизы ( проектирование экспертных листов, мониторинговых процедур ) Продолжительность модуля – 6 часов (3 занятия по 2 часа )
В каких случаях обращаются к экспертизе, аудиту, инспектированию, оценке ? Каковы цели обращения к экспертизе, аудиту, инспектированию, оценке в образовании ? На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 ФЗ 128 « О лицензировании отдельных видов деятельности », следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию
Тезаурус Экспертиза ( от лат. expertus опытный, сведущий ) исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний ( Википедия ) Экспертная деятельность – это особый вид экспертно - аналитической деятельности, требующий специальных знаний об объекте и предмете экспертизы и профессиональных умений ( проектировать, анализировать, оценивать, контролировать, управлять и т. д.), результатом которой является представление мотивированного заключения. ( В. И. Слободчиков )
Тезаурус Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертиза - освидетельствование, проверка, расследование чего-либо экспертами и заключение их о чем-либо. Экспертиза - система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение информации (о предмете, объекте) и ее анализ с целью выработки оптимального решения. Педагогическая экспертиза- процесс анализа и вынесения оценочных суждений
Экспертиза - рефлексия практики
Функции экспертизы процесс Внешняя экспертиза Самоэкспер - тиза процедура Ориентация на критерии Информация и ее анализ способ оценивания метод Профессио - нального уровня Личностного роста Диагностика уровня функционирования Развитие системы
Оценка Оценка ( в широком смысле слова ) это мера, которая показывает отношение того, что сделано ( достигнуто ) с тем, что должно быть ( с нормами, установленными для определения различных этапов ). Оценка – анализ процесса выполнения, достигнутых результатов и причин отклонений. Оценка - установление значимости, соответствия определенным нормам и принципам. Оценка - это показатель продвижений и успехов в каком либо деле.
Инспектирование инспектирование проверка, контроль, ревизия, осмотр ( словарь русских синонимов ) Инспектирование 1. процесс действия по несоответствию 2. результат такого действия ( современный толковый словарь русского языка Ефремовой ) Цель инспектирования – выявление, направленное на предотвращение нарушений ( функция контроля )
Аудит Аудит ( проверка на соответствие ) – это « неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов » Согласно Стандартам аудита (Auditing Standards), государственный аудит включает в себя : - аудит правильности (regularity audit) - аудит эффективности (per-formance audit).
Аудит Аудит должен отвечать на следующие вопросы : - Как должно быть ? - Как есть на самом деле ? - Какие есть различия между тем, как должно быть, и тем, как есть на самом деле ? - В чем причины различий, какими могут быть последствия ? - Какие выводы и рекомендации из этого следуют ? - Каково возможное влияние реализации рекомендаций ( если можно его оценить )? Аудит проводится специально подготовленными внешними специалистами преимущественно на основании изучения документации.
Типология экспертизы По выполняемой функции : монофункциональные и полифункциональные По целевой направленности : контрольные, оценочные, диагностические, прогнозные, конфликтные. По форме организации : постоянные и временные, групповые и индивидуальные, очные и заочные, внешние и внутренние. В зависимости от мировоззренческих уровней : нозологическая ( трансцендентальные, мистические, астрологические и т. п.), социетальная ( политическая, социологическая, экономическая, юридическая и др.), гуманитарная ( гуманитарная рефлексия ценностей, поддерживающих, а не разрушающих органическую соразмерность человека и мира ), естественно - научная ( точные и естественные науки, объективированное знание ) ( Зачем ? Подходы к типологии, как отправной точке в выборе процедуры, инструментария, критериальной базы проведения экспертизы )
Типология по целевой направленности Прогноз развития инновации. Необходимо идти от возможного будущего к настоящему Функция контроля. Экспертиза инновационных проектов, материалов и инновационной деятельности. Основой являются законодательные акты, нормы, нормативные документы, стандарты и правила. Экспертиза базируется на принципе ограничений Оценочный вид экспертизы выступает как одно из важнейших направлений развития экспертного метода исследования Диагностические экспертизы. Применяются и для выяснения естественных причин, осложняющих функционирование систем Конфликтные экспертизы. Сводятся к проблеме принятия решений в условиях неопределенности
Модуль « Экспертная деятельность » Экспертиза : понятие, сущность, типология Методы экспертных оценок Концептуальные подходы к экспертизе Рефлексия сформированности способов экспертной Де