Автор программы: Воспитатель МАДОУ «Д/с 2» Одинцова Ю.В.
Познавательное развитие ребенка связано с его знаниями и представлениями о мире. Значимым источником познания мира для детей является сама природа. Большие потенциальные возможности для развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями живой и неживой природы.
Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Именно в процессе наблюдения дети старшего дошкольного возраста познают различные объекты, события, явления, ребенок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путем сбережения и созидания.
Цель программы: Развитие познавательных интересов природоведческого характера у детей дошкольного возраста через экспериментальную и исследовательскую деятельность. Задачи программы: способствовать формированию творческой исследовательской деятельности индивидуального и группового характера; приучать старших дошкольников проявлять инициативу с целью получения новых знаний и умений; развивать интеллектуальные, социокультурные, нравственные качества, самостоятельность и ответственность.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребёнок становится субъектом образования. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности: Сотрудничество Организации с семьей: Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение речевого детского развития.
Системно-деятельный – помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике. Гуманитарный – учет специфики индивидуальных потребностей ребенка. Деятельно-творческий раскрывает потенциал каждого ребенка.
ребенок проявляет любознательность, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям; склонен наблюдать, экспериментировать, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Модуль 1. Живая природа. Растения. Модуль 2. Неживая природа. Воздух. Модуль 3. Неживая природа. Песок. Модуль 4. Неживая природа. Вода. Модуль 5. Человек – часть природы. Модуль 6. Магнит. Модуль 7. Свет, цвет. Модуль 8. Природа и рукотворный мир. Модуль 9. Ткани – ниточки природы.