Взаимодействие внешней и внутренней оценки образовательных достижений в условиях введения ФГОС Демидова М.Ю.
TIMSS. 8 класс. «Проходили» и «не проходили» ИЛИ «Прочность знаний» в ХХI веке Раздел Средний % выполнения всех заданий по данному разделу Механические явления 53% Тепловые явления 53% Электромагнитные явления 59% Звуковые и световые явления 53% Результаты российских учащихся по разделам курса физики Средний процент выполнения заданий по темам, которые учащиеся еще не изучали на момент проведения тестирования, практически не отличается от результатов по изученным разделам. Раздел Средний % выполнения всех заданий по данному разделу Растения, бактерии, грибы, лишайники 52% Животные 52% Человек и его здоровье 63% Общие закономерности жизни 52% Результаты российских учащихся по разделам курса биологии Опыт международных сравнительных исследований
TIMSS. 4-8 класс. «Сколько знаем, и что умеем» Опыт международных сравнительных исследований
Система оценки в соответствии с ФГОС Закон «Об образовании в РФ» – расширение спектра оценочных процедур ФГОС: системно-деятельностный подход комплексный подход уровневый подход Изменение требований к оценке o Преемственность процедур внешней и внутренней оценки o Оценка учебных достижений на деятельностной основе o Оценка как предметных, так и метапредметных результатов o Уровневый подход к содержанию оценки и интерпретации результатов o Изменение контрольно- оценочной деятельности учителя
Процедуры оценки Внешняя оценка государственная итоговая аттестация независимая оценка качества образования мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней Внутренняя оценка текущая и тематическая оценка, портфолио внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
Деятельностный подход 1. Итоговые и промежуточные ПР - «зоны ответственности» 2. Оценка динамики достижения ПР – динамика формирования видов деятельности. 3. Изменение КОД учителя – описание планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки.
ПР: распознавать явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений. Умения, характеризующие достижение планируемого результата: o Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам. o Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления. o Объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления. Операционализация ПР Модели заданий Умение Модель 1 Задание на ЭС1 Задание на ЭС2 …..….Модель N….. Код ПРО Проверяемый планируемый результат Число задан ий 1.1, 1.2 Проводить прямые измерения, косвенные измерения , 1.4 Проводить исследования зависимостей между физическими величинами, экспериментально проверять заданные предположения , 1.6 Анализировать ситуации практико- ориентированного характера. Объяснять принцип действия машин, приборов и технических устройств 1 2.1, 3.1 Различать условия применимости моделей 1 2.2, 3.2 Анализировать физические процессы и явления, используя основные законы и принципы 3-4
Уровневый подход Планируемые результаты Уровни сложности Элементы содержания «Выпускник научится» «Выпускник получит возможность научиться» Базовый Повышенный Высокий Наиболее значимые Программные Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов – ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Уровни сложности заданий по физике
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД Оценка результатов обучения Личностные Метапредметные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Межпредметные понятия Предметные кл. Базовый уровень кл. Углубленный уровень 7-9 классы Промежуточная аттестация Проект. Портфолио Государственная итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ)
Московская региональная система оценки образовательных достижений обучающихся Процедуры: государственную итоговую аттестацию (ЕГЭ и ОГЭ) независимая диагностика образовательных достижений диагностики на основе добровольности участия ОО обязательные диагностики поддержка внутренней системы оценки качества образования образовательных организаций (ВМКО)
Обязательные диагностики Обеспечивается мониторинг динамики индивидуальных учебных достижений Участники - все учащиеся 4 и 7 классов 4 класс – диагностика метапредметных результатов обучения 7 класс – диагностика по русскому языку и математике 4 класс НД 7 класс НД 9 класс ОГЭ 11 класс ЕГЭ
Независимость и достоверность: соблюдение процедуры участие независимых наблюдателей Единство требований: соответствие стандартам образования конструирование проверочных работ на базе банков стандартизованных материалов Добровольность: участие в диагностике по заявке образовательной организации сохранение результатов по решению образовательной организации Учет результатов в рейтинге: количество участников количество участников с высокими результатами ??? Диагностики на основе добровольности участия ОО
Выбор диагностик система ПК руководителей Дата ПараллелиПредметы Участие В тестировании примут участие Можно редактировать 19 марта 8 классы Математика ДА классов: 1 учеников: 21 8 а - 21 чел. c 20 Января до 3 Февраля до 23:59 Сейчас подать заявку в этот раздел нельзя. 3 апреля 4 классы Русский язык ДА классов: 1 учеников: 28 4 а - 28 чел. c 20 Января до 3 Февраля до 23:59 Сейчас подать заявку в этот раздел нельзя. 7 классы Русский язык НЕТ 16 апреля 4 классы Математика НЕТ c 20 Января до 3 Февраля до 23:59 Сейчас подать заявку в этот раздел нельзя. 7 классы Биология ДА классов: 1 учеников: 27 7 а - 27 чел. История России НЕТ #33 - Рубеж 4-10 классы 6 Февраля 2013РУС4 АДА значение изменить нельзя 6 Февраля 2013ГГ7 Анет значение изменить нельзя 6 Февраля 2013МАТ8 АДА значение изменить нельзя 6 Февраля 2013МАТ8 БДА значение изменить нельзя
Разработка инструментария специалисты СОКО и ДПО Концепция мониторинга предметных результатов, сочетающая систему независимых диагностик и ВМКО
Подготовка экспертного сообщества система ПК учителей
Результаты диагностик – уровень ОО
Результаты диагностик – уровень класс уровень ученик
НД – основание для ВМКО Класс - учащийся
Основание для совершенствования КОД учителя Класс - учащийся
Открытость информации для совершенствования ВМКО Сайт МЦКО/Мониторинг и диагностика
Виды инструментария оценки МПР (Москва) внешняя внутренняя диагностика диагностика Вид ФормаКлассы Диагностика познавательных метапредметных умений (чтение, общелогические приемы, методологические умения) НД5, 10 классы, старт (мониторинг: 6 7) Диагностика читательских уменийНД5-10 классы (мониторинг: 6 7 8) Диагностика межпредметных понятий (на базе естественнонаучного блока и математики и на базе блока социально-гуманитарных дисциплин) НД 9 и 10 классы Диагностика коммуникативных и регулятивных умений в рамках проектной деятельности НД 4-9 классы Диагностика ИКТ-компетентностиНД5 – 10 класс (мониторинг: 5 7 9)
Блок естественнонаучных предметов Оценка МПР o Текущая оценка – МО по параллелям. o Уровень РСОКО и ВМКО. Акценты: Межпредметные понятия Читательская грамотность Освоение методов и приемов научного познания
Диагностика межпредметных понятий Предметы естественнонаучного цикла и математика Каждый вариант ИМ – весь спектр проверяемых межпредметных понятий Для каждого понятия – задания одинаковых моделей на материале разных предметов. Динамика – расширение спектра понятий и усложнение деятельности по использованию понятий
Пример
Информационный блок + задания. Вариант – несколько информационных блоков заданиями. Информационный блок: Текст или набор текстов по единой тематике. Содержание - вне предметный материал. Сложность текста –доступность с учетом имеющихся предметных знаний. Приоритет «жизненных» ситуаций Различные типы текстов: описание (техническое), повествование (отчет), объяснение (рассуждение, обоснование), инструкция (указания к выполнению работы, правила) Различные способы представления информации: таблицы, графики, карты, рисунки, схемы, диаграммы Диагностика читательских умений
Задания: 1 группа - общая ориентация в тексте, поиск и понимание информации 2 группа – преобразование и интерпретация информации, глубокое понимание текста 3 группа – рефлексия на форму и содержание текста (оценка) и применение информации из текста в новой ситуации Диагностика читательских умений 4 класс 6 класс 10 класс ДИНАМИКА: Расширение тематики, увеличение объема и усложнение содержания информационных блоков Изменение соотношения между заданиями 1, 2 и 3 группы
Пример
Пример
Пример
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!