«Нестандартные формы работы как условие эффективности современного урока» Малиновка Ноябрь 2014 г
Цель: обобщить опыт работы педагогов по практическому применению современных технологий (нестандартных уроков) Задачи: Проанализировать методы активного обучения для построения современной образовательной среды; Выявить уровень готовности успешного опыта применения современных технологий в образовательном процессе; Повысить профессионализм педагога как способность в изменяющихся условиях к решению практических задач, к самообразованию и развитию
Изменения, происходящие в образовании: прежняя ориентация на цели государства сменяется личной ориентацией его членов; государство устанавливает образовательные стандарты и перестает давать жесткие заказы;
Государство перестает быть единственным учредителем образовательных учреждений; Основными принципами образовательной политики государства стали гуманизация и демократизация.
Новые педагогические тенденции (по А.В. Хуторскому): изменение целеполагания в направлении культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учащихся; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса.
С урока начинается учебно- воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе урока. Конаржевский Ю.А
Урок – динамическая и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
Урок традиционный – урок, который характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициями и стереотипами.
Нестандартный урок это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения.
Основные подходы: нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов; Новые форм урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции.
Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков: стихийность и бессистемность применения; отсутствие прогноза положительных изменений, сдвигов в развитии учащихся; Не все учителя могут определить идею урока, его развивающие возможности; Преобладание репродуктивных технологий обученчения; внимание обращается преимущественно на форму, а не на его содержание; Перегрузка некоторых уроков учебным матери- алом, нередко фактологическим.
Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и т.д.
Нестандартные уроки предполагают: использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов в процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда; развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремления к самостоятельному поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику; активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса; овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
становление новых отношений между учителями и учащимися: учащиеся становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда; оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.
Основные принципы нестандартных уроков отношение взаимопонимания с учеником; учение без принуждения; принцип трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи;
принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принцип самоанализа; принцип соответствующей формы; принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.
Творческие принципы нестандартных уроков (Воронежский опыт): Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
Поддержка альтернативности, множественности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения; «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; Использование оценки в качестве формирующего ( а не только результатирующего инструмента).
Группы нестандартных уроков: уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.; уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать»;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
интегрированные уроки; трансформация традиционных способов организации урока: лекция- парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок- зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Несколько советов по подготовке нестандартного урока: 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Рекомендуемая литература: Густокашина Л.А. Педагогический анализ урока: учебно-методическое пособие. Пермь: ПКИПКРО, с.; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов-н/Д: Из-во: «Учитель», – 288 с.; Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., – 159 с.
Игра «Нападаем –защищаем» Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока. плюсы и минусы традиционного урока (две команды) Нападающие – защитники
Игра «Ассоциация» К О М Ф О Р Т
ККомпетентнос ть Критичность КреативностьКультура ООрганичность, основатель юность Отдача, оптимально Открытие Ответственнос ть Образованный, осознанный Ммоделированиемотивацияметодикамастер ФФантазияформированиефункциональн ый фундамент ООтдых, осмысленный Открытие, организованный обучение Опора, озарение РРадостьразвитие РостРезультат, рефлексия ТТепло ТворчествоТаланттемп
Рефлексия большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно ( не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…
Решение педагогического совета Отметить положительный опыт учителей … по эффективному применению современных технологий. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках педсоветов, семинаров.