Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сегодня
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований. Каковы причины введения новых нормативных документов, в том числе стандарта дошкольного образования? Во-первых, это изменение статуса дошкольного образования как первого уровня образования. Во-вторых, стремление к личностно- ориентированному, гуманитарному подходу в образовании детей, который вступает в противоречие с авторитарным подходом.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования В-третьих, изменился сам ребенок – он выступает как субъект детских видов деятельности. В-четвертых, ученые и практики все чаще говорят о самоценности периода детства, необходимости учета детской субкультуры. «…задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности… Стандарт – поддержка разнообразия детства» (Асмолов А.Г.)
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Привычные термины и понятия: «образовательная деятельность», «виды деятельности», «взаимодействие с семьей», «охрана и укрепление физического и психического здоровья» и.т.д., Новые понятия: «амплификация детского развития», «социальная ситуация развития», «самоценность детства», «ребенок как субъект отношений», «образовательная среда», «позитивная социализация и индивидуализация» и др.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Основные понятия и их значение Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Индивидуализация образования – построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования Культурно-исторический подход – определяет развитие ребенка как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский). Деятельностный подход – рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А.Н. Леонтьеву, Д.Б.Эльконину, А.В.Запорожцу, В.В. Давыдову)
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Личностный подход – ……В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С.Выготскому, А.Н.Леонтьеву, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконину, А.В.Запорожцу)
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2 ФГОС ДО). В Стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО).
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Основные задачи – понять, каким образом реализовать данные принципы в образовательном процессе и ответить на собственные вопросы: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития? как организовать сотрудничество детей и взрослых? какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса? как поддержать инициативу ребенка? …
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Одним из условий реализации стандарта дошкольного образования является четко выстроенный план действий по его внедрению коллективом образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
И опять: ради чего? Ради чего сквозь препоны рецептурного технократического мышления прорывается проект социокультурной модернизации образования? Ответ лаконичен: ради неповторимости Детства, которое сколько бы не было бурь на планете Земля, должно, просто обязано жить в Культуре Достоинства. В культуре, где Дитя человеческое любит не за что-то, а просто так….. (А.Г. Асмолов Оптика просвещения: социокультурные перспективы)
Фомичева Татьяна Павловна, доцент ЦДО, канд.психол.н.