"... религии, которые мы считали ошибочными или даже абсурдными... могут быть частями социального механизма и без этих «ложных» религий социальная эволюция и развитие современной цивилизации невозможны..."
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА Курс "История мировых религий и культур" продолжит реализацию задачи по формированию системы базовых ценностей с учетом преемственности ступеней обучения и интеграции учебной и внеучебной деятельности и поможет в формировании правильных подходов молодежи к проблемам современной действительности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель учебного курса формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Приднестровья, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур; развитие представлений подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: В результате изучения курса ученик должен: Знать/понимать: основные факты, явления, процессы, понятия, ключевые события; особенности мировых религий, догматики и культа религий, их исторической эволюции; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшейся в ходе развития религий; иметь представление о воззрениях и деятельности ведущих религиозных мыслителей прошлого и современ ности; давать самостоятельную оценку роли конфесси онального фактора в современной общественной жизни, приводить доказательные примеры и документальные свидетельства.
Уметь: формулировать и аргументировать собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам истории мировых религий и их современной общественной роли; осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию дополнительной информации, необходимой для изучения проблематики курса; понимать роль конфессиональной культуры в духовном развитии общества. самостоятельно проводить анализ информации из различных источников; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на карте места распространения мировых религий; рассказывать о мировых религиях, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать самостоятельную оценку роли конфессионального фактора в современной общественной жизни, приводить доказательства, примеры.
Освоение школьниками учебного содержания курса должно обеспечить: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
КУРС СОСТОИТ ИЗ 4 РАЗДЕЛОВ: РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РАЗДЕЛ 4. ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Требования к личностным результатам: формирование основ приднестровской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики; знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности Приднестровья; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Используемые технологии, принципы, формы и методы работы: принцип психологической комфортности; принцип научного обучения; принцип личностно-ориентированного обучения; проблемный метод; исследовательский метод; метод психолого-диагностического анализа; традиционные формы урока; лекции, семинары, дискуссии, конференции, коллоквиумы; установка на успех. Отсутствие школьных учебных пособий по данному курсу определяет специфику форм обучения. В процессе обучения предполагается исследование различных источников, что приведёт обучающихся к более глубокому знанию основ мировых религий и культур. Курс строится на базе уже обретённых знаний по истории и обществознанию.
Измерителем обученности учащихся могут быть: устные ответы; самостоятельные работы; проблемные задания; терминологические диктанты; обобщающие вопросы; тесты; выступления на семинарах, конференциях, презентации творческих работ; написание эссе; проекты.
Форма итогового контроля: Круглый стол или защита проектов по конкретной теме, а также участие в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах.