Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы. Беседина Елена Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 36
Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)
Выпускника школы необходимо снабдить умением находить и использовать новую информацию, а не только набором фактов, понятий алгоритмов – тем, что мы называли предметными ЗУНами..
Виды результатов Виды образовательных результатов Личностные МетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные способы действий Разные виды результатов по предмету
Виды универсальных учебных действий. Личностные УУД Познавате льные УУД Регулятивные УУД Коммуник ати-вные УУД Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
Выполняя любое задание, ученик получает реальные приращения: В усвоении предметных знаний (знаю) В формировании метапредметных умений (могу, умею) В развитии личностных качеств ученика (хочу).
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Литература Один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
Наиболее эффективные пути и способы развития УУД в контексте уроков литературы Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности Учебное сотрудничество
Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Планирование изучения: тестирование, анализ выразительных средств языка, отрывок наизусть, написание домашнего сочинения. в начале изучения новый темы ребята знают какие диагностические работы их ожидают, и сами включаются в процесс планирования учебной деятельности.
И.Бунин «Лапти» 7 класс прогнозирование, критическое мышление Тема урока «Смерть ради жизни» уже вызывает недоумение ребят. Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»? Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?
Цели на уроке Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем) Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
Жанр Рассказ Сюжет Тяжело болен ребёнок. Мать бессильна помочь сыну: вьюга не позволяет позвать доктора. Деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти. В пути Нефёд замерзает. Тема Самопожертвование ради спасения жизни ребенка Идея Необычайная доброта, готовность к самопожертвованию Проблема доброты, любви, милосердия, самопожертвования Кластер
Синквейн развивает регулятивные, коммуникативные и личностные УУД. Человек Обычный, решительный Работает, сопереживает, отправляется Погибает ради спасения других Герой
Домашнее задание по выбору 1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ рассказа «Лапти»; 2) составить характеристику Нефёда; 3 ) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
Сопоставление «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина и «Спящей царевны» В. А. Жуковского
В сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина больше различий, чем общего, и сказку А. С. Пушкина лучше знают дети и взрослые, так как она ближе к русским народным сказкам. Гипотеза:
Задачи: 1. Прочитать сказки. 2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина А. С. И Жуковского В. А. 3. Установить первоисточники сказок. 4. Выявить родство этих сказок с народными. 5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных. 6. Провести анкетирование обучающихся 9-11 классов и их родителей. 7. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
Популярность сказок А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Победителю-ученику от побежденного учителя
24 Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что задания должны носить проблемный характер; нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность; предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.
Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым. Не верно верно
Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, и др. источники. 26
Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, и др. источники. 27