Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического Заседание методического совета МБОУ «Лицей 3» совета МБОУ «Лицей 3» Декабрь 2013 года Декабрь 2013 года Севастьянова И.В., заместитель директора по УВР
План заседания методического совета Требования к формированию УУД в процессе реализации ФГОС ОО. Севастьянова И.В. Требования к формированию УУД в процессе реализации ФГОС ОО. Севастьянова И.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Сорокина Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Сорокина Т.А. Способы формирования УУД на уроках математики. Мануфричева Н.В. Способы формирования УУД на уроках математики. Мануфричева Н.В. Способы формирования УУД на уроках русского языка и литературы. Салова О.П. Способы формирования УУД на уроках русского языка и литературы. Салова О.П. Способы формирования УУД в ходе внеурочной деятельности. МалькоО.М. Способы формирования УУД в ходе внеурочной деятельности. МалькоО.М. Л.Ф.Психолого-методическая информация. Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями. Журавлева Л.Ф. Л.Ф.Психолого-методическая информация. Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями. Журавлева Л.Ф.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Разработчики концепции развития УУД Концепция развития универсальных учебных действий разработана действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова
Личностные УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные УУД действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные УУД Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Познавательные УУД Логические УУД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; достраивание, восполнение недостающих компонентов; достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, распознавание объектов; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.