Организационно-педагогические требования к кабинету информатики в условиях реализации различных форм обучения выполнил: Савин Андрей Викторович учитель информатики МБОУ «Войново-Горская ООШ» Орехово-Зуевский район
Введение 1. Организационные и педагогические требования к построению пространства кабинета информатики 1.1. Организационные требования к построению пространства кабинета информатики 1.2. Педагогические требования к построению пространства кабинета информатики 1.3. Использование дидактического ресурса кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике 2. Опытно-экспериментальная проверка использования пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике 2.1 Технология проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов 2.2 Результаты экспериментального исследования и выводы Заключение Литература.
Объект исследования – процесс обучения информатике детей школьного возраста. Предмет исследования – требования к построению пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения. Цель исследования – определить наиболее эффективные формы обучения, позволяющие использовать дидактические возможности кабинета информатики. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что если использовать дидактический потенциал кабинета информатики при реализации различных форм обучения, то результативность обучения информатике школьников может быть существенно повышена.
Задачи исследования : - изучить организационные, педагогические и дидактические требования к построению пространства кабинета информатики; - определить дидактический потенциал кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения; - разработать уроки информатики с учетом использования пространства кабинета информатики; - проверить эффективность исследования пространства кабинета информатики в условиях применения различных форм обучения.
Важной предпосылкой успешного обучения в кабинете информатики является создание специальных условий учебно-воспитательного процесса, в состав которых входит комплекс взаимосвязанных составляющих: - материальные; - гигиенические; - эстетические; - эргономические; - техника безопасности; - организационно-методические.
Эффективное применение вычислительной техники в образовании возможно лишь при наличии целостного комплекса оборудования, программного обеспечения, методического обеспечения, документации, организационных мер по внедрению, поддержке и ремонту вычислительной техники, подготовке преподавателей.
Требования к помещению, микроклимату, освещенности, оборудованию рабочих мест, режиму и организации работы, профилактические мероприятия приведены в Санитарных правилах и нормах (Сан ПиН) При организации кабинета информатики должны быть учтены правила пожарной и электробезопасности.
Основные требования к оптимальному размещению рабочих мест и оборудования в кабинете информатики: - безопасность работы учащихся, учителя и оборудования; - удобство для учащихся; -удобство для учителя с точки зрения управления уроком, сочетания различных форм обучения, организации контроля; - удобство для обслуживания и ремонта; - оптимальное использование площади помещения.
Состояние здоровья учащихся – важный показатель работы каждого учителя в сфере использования здоровьесберегающих принципов обучения. Перечисляют по здоровьесберегающим технологиям 5 правил, которые помогают свести к минимуму неблагоприятные воздействия компьютера в кабинете информатики: 1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене; 2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка, поэтому пол в нем не следует закрывать паласом или ковром; 3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой; 4. Считается, что кактусы, поставленные перед экраном, помогают уменьшить негативное влияние компьютера; 5. Надо чаще проветривать комнату, в которой работает компьютер, разместить в ней аквариум или другие емкости с водой, что повышает влажность воздуха.
Мультимедийные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50%.
В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителями довольно широко. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Немаловажная роль отводится играм на уроках информатики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Опытно-экспериментальная проверка использования пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике Тема урока: «Повторение заключительный урок» План урока: I. Организационный момент II. Повторение изученного материала в ходе командной игры а) Ассоциации б) Логическая задача в) Объясни понятие г) Физкультминутка д) Кодирование информации е) Пантомима III. Подведение итогов урока.
Какие слова, образы возникают у Вас, когда вы слышите словосочетание «Урок информатики»? Ассоциации ???
Логическая задача
Объясни понятие
Кодирование информации (2,3) (4,1) (6,3) (6,3)(1,1)(4,3) (1,1) (2,3) (5,3)
Кодирование информации (2,4) (2,3)(4,1) (1,3) (4,3) (6,3) (4,2) (1,1)
Пантомима
Подведение итогов урока
Анализ урока урок – игра «Повторение заключительный урок». Благодаря использованию на уроке разнообразного дидактического ресурса кабинета информатики активность учеников в процессе занятия была повышена. За счет выбранной нетрадиционной формы обучения занятие было захватывающим и увлекательным.
Анализ урока урок – игра «Повторение заключительный урок». В конечном счёте, использование мультимедийного оборудования на уроке информатики положительно влияет на мотивацию обучения, творческую активность учеников, а значит, повышает и качество знаний детей.
Урок изучение нового материала «Информация в памяти компьютера» План урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация знаний 4 Объяснение нового материала 5. Физкультминутка 6. Выполнение практических заданий 7. Выставление оценок за урок 8. Домашнее задание
Анализ урока «Информация в памяти компьютера». На основе проведенного урока можно сделать вывод, вследствие того, что дидактический ресурс не был достаточно разнообразен и урок имел традиционную форму обучения, активность учащихся в процессе занятии была не высокая.
Результаты экспериментального исследования и выводы На основе проведенных уроков можно сделать вывод, что обучение должно вызывать удовольствие. Творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов, форм, дидактических ресурсов могут обеспечить эффективность.
Результаты экспериментального исследования и выводы Результаты анкетирования позволили сделать вывод, что учащиеся школы интересуются предметом, стремятся узнать новое, современное, проявляют готовность и желание выполнять дополнительные задания. Процесс обучения становится увлекательным, по словам учащихся, только благодаря использованию учителем разнообразного дидактического материала и проведения урока в нетрадиционной форме.
Заключение Проведенные исследования подтвердили эффективность предложенных уроков с использованием дидактического ресурса пространства кабинета информатики для повышения качества обучения, уровня познавательной активности, учебной мотивации.
Заключение Вывод: обучение информатике школьников будет существенно эффективным за счет использования дидактического потенциала кабинета информатики при реализации различных форм обучения. Именно нетрадиционный урок с разнообразным дидактическим ресурсом призван вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями.