Опыт работы учителя-дефектолога МБДОУ детского сада комбинированного вида 418 г.о. Самара Фроловой Веры Анатольевны Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Ушинский К. Д. Слово « мнемотехника » - в переводе с греческого это «искусство запоминания». Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.
Актуальность использования мнемотехники. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности; нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта; наблюдается низкий уровень развития восприятия; нарушено логическое мышление; наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением; наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно- образная память; заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания, запоминание носит в основном непроизвольный характер; характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Актуальность мнемотехники для детей с ЗПР. У детей отмечается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психического развития, что является проблемой в процессе формирования поисковой активности:
Методика применения мнемотехники.
Как применять мнемотехнику в детском саду?
Мнемодорожки. Затем задания усложняют, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из нескольких картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
мнемотаблицы Самая сложная структура – это мнемотаблицы. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Мнемотаблица «Овощи»
Работа с мнемотаблицей на слово зима.
Воспитатель выразительно читает стихотворение. Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Описательный рассказ «Осень наступила»
Мнемотаблица к сказке "Лиса и заяц" Мнемотаблица к сказке "Три медведя"
Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих зпр И ОНР, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Что дает мнемотехника? Мнемотехника может успешно использоваться педагогами- дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.