Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться» Э. Тоффлер
В 1856 году Н.Г. Чернышевский в книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения» писал: « Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык мыслить, и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимые для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, то невежда, у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен, у кого нет благородных чувств, тот человек дурной. Нетрудно увидеть в структуре образовательных результатов ФГОС ту же логику: обширные знания характеризуют предметные результаты, привычка мыслить – метапредметные и, наконец, благородство чувств – личностные Богер Н.В.
Интеллект – карта –это графическое выражение процесса мышления Богер Н.В.
Тони Бьюзен (Tony Buzan, род. 2 июня 1943, Лондон)2 июня 1943Лондон «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации». Т.Бьюзен Богер Н.В.
Психологические основания метода интеллект-карт Богер Н.В.
Метод интеллект-карт позволяет : глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их познавательных и эмоциональных затруднений; вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе; формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт; формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся; ускорять процесс обучения; Богер Н.В.
Преимущества интеллект – карт Богер Н.В.
Законы построения интеллект-карт Законы содержания и оформления Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность). всегда используйте центральный образ; как можно чаще используйте графические образы; для центрального образа используйте три и более цветов; Ассоциируйте. используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты; используйте цвета; используйте кодирование информации. Стремитесь к ясности в выражении мыслей. придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию; используйте печатные буквы; размещайте ключевые слова над соответствующими линиями; следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными; Богер Н.В.
Законы интеллект – карт Богер Н.В.
Рекомендации по составлению интеллект - карт Богер Н.В.
Интеллект – карта –это графическое выражение процесса мышления Богер Н.В.
Области применения Интеллект-карт: Запоминание подготовка к экзаменам; запоминание списков. Презентации вы за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; проведение деловых встреч и переговоров Богер Н.В.
Области применения Интеллект-карт: Планирование управление временем: план на день, неделю, месяц, год… разработка сложных проектов: нового бизнеса,… Мозговой штурм генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач. Принятие решений четкое видение всех «за» и «против»; более взвешенное и продуманное решение Богер Н.В.
Примеры интеллект –карт Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт». Изучение нового материала. Повторение ранее изученного материала. Обобщение изученной темы Богер Н.В.
Общение изученной темы «Первоначальные химические понятия» Вещество, валентность, атомы, молекулы, простые и сложные вещества, законы сохранения массы и постоянства состава, химические уравнения, индексы, формулы, типы реакций, явления, массовая доля вещества и т.д Богер Н.В.
«Алканы. Получение. Применение». 10 класс Изучение нового материала Богер Н.В.
«Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться» Э. Тоффлер Богер Н.В.