Диагностика для детей старшего возраста по кодированию графической информации
Задание 1 Цель: выявить умение ребёнка проводить прямую линию не отрывая карандаш от бумаги. Задание: стрела летит к цели. Не отрывай карандаш от бумаги и не останавливайся пока стрела не попадет в яблоко. Линия должна быть прямой и ровной. Критерии оценки: 3 балла – ребёнок не отрывая карандаша проводит прямую линию 2 балла – ребёнок провёл линию недостаточно ровно, отрывая карандаш от бумаги 1-2 раза 1 балл – ребёнок не верно выполняет задание или отказывается его выполнять, линия прерывистая, не ровная
Задание 2 Цель: выявить умение ребёнка штриховать фигуры в заданном направлении Задание: ты можешь помочь этим цветам. Устрой им хороший дождь. Цветы его давно ждут. Критерии оценки: 3 балла – ребёнок не отрывая карандаш штрихует в заданном направлении 2 балла – ребёнок допускает небольшие ошибки при направлении штриховки 1 балл – ребёнок штрихует не верно
Задание 3 Цель: выявить умение ребёнка строить на листе бумаги различные предметы с помощью ломанных линий Задание: перед тобой художник изобразил предметы, но не успел их дорисовать. Закончи рисунки так, чтобы получились предметы и фигуры. Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно выполняет задание, не допуская ошибок 2 балла – при рисовании ребёнок допускает небольшие ошибки 1 балл – выполняет задание не верно
Задание 4 Цель: выявит умение ребёнка создавать графические изображения с опорой на образец Задание: справа по точкам нарисуй такой же квадрат, как нарисован слева Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно строит изображение 2 балла – ребёнок допускает небольшие ошибки 1 балл – ребёнок не верно выполняет задание
Задание 5 Цель: выявить умение детей соединять точки с помощью линейки Задание: соедини эти точки с помощью линейки так, чтобы получился квадрат. Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно соединяет точки, используя линейку 2 балла – ребёнок допускает небольшие ошибки 1 балл – не верно выполняет задание
Задание 6 Цель: выявить умение детей правильно строить отрезки с помощью циркуля и линейки Задание: заяц взял циркуль, розовый карандаш, линейку и начертил 5 отрезков одинаковой длины. Все отрезки зайца имеют один общий конец Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно строит отрезки, пользуясь линейкой и циркулем 2 балла – ребёнок допускает ошибки при построении 1 балл – ребёнок не верно выполняет задание
Задание 7 Цель: выявить умение ребёнка строить изображение с осью симметрии Задание: дорисуй вторую половину рисунка симметрично заданной. Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно выполняет задание, не допуская ошибок 2 балла – ребёнок допускает незначительные ошибки 1 балл – ребёнок выполняет задание не верно
Задание 8 Цель: выявить умение ребёнка дорисовывать недостающие детали в предметах Задание: дорисуй линии так, что бы получились прямоугольники Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно дорисовывает детали в предметах 2 балла – ребёнок при рисовании предметов допускает незначительные ошибки 1 балл – ребёнок выполняет задание не верно
Задание 9 Цель: выявить умения ребёнка строить изображения по линии штрихов Задание: обведи штриховые линии Критерии оценки: 3 балла – ребёнок обводит изображение по штриховой линии 2 балла – ребёнок допускает незначительные ошибки 1 балл – ребёнок выполняет задание не верно
Задание 10 Цель: выявить умения ребёнка строить изображения по предложенным точкам в заданном направлении Задание: соедини точки в заданном направлении так, что бы получился какой-то определённый предмет Критерии оценки: 3 балла – ребёнок правильно выполняет задание, соединяя точки в заданном направлении 2 балла – ребёнок допускает незначительные ошибки 1 балл – ребёнок выполняет задание не верно
Обработка результатов Средний оценочный балл Уровень развития 1 – 1,6 балла Низкий уровень 1,7 – 2,3 балла Средний уровень 2,4 – 3 балла Высокий уровень
Характеристика уровней развития Низкий уровень – ребёнок не умеет или отказывается проводить прямую линию, отрывает карандаш от бумаги, не умеет штриховать в заданном направлении, затрудняется строить на листе бумаги различные предметы с помощью ломанных линий, не умеет создавать графические изображения с опорой на образец, соединять точки с помощью линейки, не умеет строить отрезки при помощи циркуля или линейки, затрудняется строить изображения с осью симметрии, затрудняется дорисовывать недостающие детали в предметах, не может строить изображения по линии штриховки и так же строить изображения по предложенным точкам в заданном направлении.
Средний уровень – ребёнок проводит прямую линию, но отрывает карандаш от бумаги, с незначительными затруднениями штрихует фигуры в заданном направлении, испытывает некоторые трудности в построении на листе бумаги различных предметов с помощью ломанных линий, затрудняется в создании графических изображений с опорой на образец, затрудняется в соединении точек с помощью линейки, испытывает трудности в правильном построении отрезков с помощью циркуля и линейки, так же имеет не значительные трудности в умении строить изображение с осью симметрии, испытывает затруднения в дорисовывании недостающих деталей в предметах и в построении изображений по линии штриховки, так же в строительстве изображений по предложенным точкам в заданном направлении
Высокий уровень – ребёнок с лёгкостью проводит прямую линию не отрывая от бумаги карандаша, умеет штриховать фигуру в заданном направлении, с лёгкостью строит на листе бумаги различные предметы с помощью ломанных линий, создаёт графическое изображение с опорой на образец, умеет соединят точки с помощью линейки, строить изображение по линии штриховки и по предложенным точкам в заданном направлении, правильно строит отрезки с помощью циркуля и линейки, строит изображение с осью симметрии, с лёгкостью дорисовывает недостающие детали в предмете.