Учитель-логопед: Овчинникова И.В. г.Гусиноозерск 2013 г.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: Пассивная взрослый выполняет движения за ребенка Активная ребенок самостоятельно выполняет упражнения
Артикуляционные упражнения бывают Статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы Динамические направленные на пра- вильное выполнение движений.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте! Так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков
Как проводить артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично (ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут). Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Упражнения должны выполняться точно и плавно. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема. Проводить артикуляционные упражнения эмоционально, в игровой форме.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки: Позевывание. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание. Полоскание горла. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; оэ-оэ-оэ. Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти: Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого. Жевательные движения. Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек: Надувание щек: обеих одновременно и попеременно. Перегонка воды из одной щеки в другую. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка:
«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы
«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы
«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты
«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот
«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе
«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху
«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна
«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы
«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ
«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу
«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла
«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу
«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани: Опускание головы вниз. Запрокидывание головы назад. Поворот головы вправо-влево. Наклоны головы вправо-влево. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается
Спасибо за внимание!