Логопедическая служба Курганской области в 2014 г. 317 учителей-логопедов: 201- в дошкольных образовательных организациях; 73 – в общеобразовательных организациях; 43 – в учреждениях УГПД Нет учителей-логопедов ДОУ в Сафакулевском, Частоозерском и Шадринском районах
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста 114 групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи; 64 логопункта. Результативность логопедической работы г. – 40,3% г. – 38% 2012 – 2013 г. – 40,8% г. – 48,8%
Формирование звукопроизношения у детей с различными нарушениями речи
Принципы логопедической работы при коррекции звукопроизношения принцип максимального использования в работе различных анализаторов; принцип сознательности; принцип последовательности и параллельности в работе над звуками; принцип этапности; принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения.
Порядок работы при постановке и дифференциации звуков при дислалии и дизартрии: Волкова Л. С. а у о ы и э м м п п к к н н ф ф т т х х й с с л л з з б б д д г г ш ж р р я ё ю ц ч щ й-л с-з б-п т-д к-г с-ш ш-ж з-ж р-л с-ц ч-с что-ч щ-сщ-т Коноваленко С.С. с з ц сз ш л л ж р р ч щ с-з с-ц с-з с-ш л-й з-ж ш-ж л-р р-й ч-с что-с щ-т щ-ш Ястребова А.В. п п б б т т д д к кг г с с з з ш ж р рл л ч щ ц б-п т-д к-г с-з ш-ж с-ж ж-з р-л что-сщ-ч щ-т ц-с ц-т ц-ч Фомичева М.Ф. а у о и э б б п п м м в в ф ф т т д д н н к к г г х х ы я её ю ш ж ч щ л лр р
Зачем я ЭТО делаю?
Профиль артикуляции звука Р
Виды нарушений произношения звуков Р, РЬ отсутствие звука; искажение звука; замена звука; смешение звуков.
Виды речевых нарушений функциональная дислалия механическая дислалия ФД с дизартрией (дизартрическим компонентом) ФФН ФФН или ОНР с дизартрией (дизартрическим компонентом)
Основные этапы коррекционной работы над звуком 1. подготовительные упражнения 2. постановка звуков 3. закрепление поставленных звуков и введение их в речь 4. дифференциация звуков
Подготовительный этап. функциональная дислалия механическая дислалия ФД с дизартрией (диз артрический компонент) ФФНФФН или ОНР с дизартрией (дизартрический компонент) Физиотерапия 22 Массаж самомассаж 1 11 Артикуляционн ая гимнастика для языка и губ Дыхательная гимнастика Развитие фонематических процессов Развитие мелкой моторики 33232
Дыхательная гимнастика Правила проведения дыхательной гимнастики Продолжительность упр. должна быть 3-4 раза, не более 3 – 6 минут. В хорошо проветриваемом помещении. Обязательно до еды Нагрузка увеличивается постепенно, Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Все упражнения выполнять в игровой форме.
Дыхательная гимнастика для звука Р Основная цель: тренируем силу выдоха и длительный ротовой выдох. -"Задуть свечу". спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот на свечу, произнося шепотом "ф-ф-ф". -"Загнать мяч в ворота". Чем дальше улетит ватка, тем сильнее ребенок сделал вдох и выдох, тем сильнее струя. - дуть на ватку, на подвешенные полоски бумажек; - "фокус" сдуть ватку с кончика носа; - надувание шаров, резиновых игрушек; - игре на детских музыкальных инструментах: свирели, свистульке, саксофоне, кларнете;
Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха. звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). 2. Развитие речевого слуха. Различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса Различение слов, близких по звуковому составу Дифференциация слогов Дифференциация фонем
Этапы развития фонематического восприятия 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Определение количества слогов в словах разной сложности Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука Выделение из слога гласного, затем согласного звука Выделение первого и последнего звука в слове Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения Определение места, количества, последовательности звуков в слове Творческие задания (например, придумать слова на заданный звук)
Упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия (для звука Р) "поймай звук" 1) с, з, р,м,ф, в,р. 2) са, ра, вы, мо, ро, вы, ре, ку, ру, по 3) сом, каша, капуста, рак, рука Найди картинки в названии которех есть звук Р ( арбуз, топор, комар, книга, стол и т.д.) Покажи: (красный помидор, оранжевую морковь, зеленый горох, и т.д.) Найди место звука в словах: (помидор, горох, росток)
Артикуляция звука «Р». Губы: откреты. Зубы: разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к альвеолам. боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передне-средняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу. Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать. Голосовые складки: колеблются, производя голос. Мягкий звук [Р] отличается от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу.
Характеристика звука «Р». согласный, ротовой, переднеязычный, сонорный, дрожащий, звонкий, твердый. Согласный звук р по степени участия голоса – сонорный По способу образования - дрожащий По месту образования – переднеязычный Резонирует в ротовой полости.
Предрасполагающие факторе неправильного произношения звука «Р». укороченная подъязычная уздечка; слабость мышц языка; слабый напор воздушной струи; нарушения фонематического слуха.
Способы постановки звука «Р»: по подражанию; от артикуляционного уклада; с механической помощью: - от артикуляционного уклада - от опорного звука
Постановка по подражанию опора на слуховой образ. опора на зрительное восприятие артикуляции.
Постановка от артикуляционного уклада. Отработка отдельных элементов артикуляционного уклада: правильное положение языка сила и направленность воздушной струи
С механической помощью. постановка звука от опорного звука с механической помощью. Д Р З Ж постановка звука от артикуляционного уклада с механической помощью;
Инструменты для постановки звука Р.
Автоматизация и дифференциация звуков (этапы работы) изолированный звук; в слогах; в словах; во фразе; в самостоятельном высказывании.
Правила автоматизации звуков Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении. Правило 2: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которее ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Правило 3: Сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных. Правило 4: При автоматизации звуков необходимо учитывать структуру речевого дефекта. Правило 5: Для автоматизации звука использовать зрительные опоре (наглядность, модели, буквы). Правило 6: Работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).
АРРАБРАЗРАДРАГРА ОРРОБРОЗРОДРОГРО УРРЫБРЫЗРЫДРЫГРЫ ЫРРУБРУЗРУДРУГРУ