ГКОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Удэ Методическая разработка «Работа над речевым дыханием у детей с нарушениями слуха и речи» Учитель-дефектолог Убеева Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКДОУ «ДС КВ «Солнышко» п.г.т. Уренгой Учитель-логопед Семенова А.В.
Advertisements

Роль дыхания в развитии речи детей Шестакова Инна Николаевна логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок»
Семинар для родителей Условия нормативного произношения звуков. Речевой слух. Речевое дыхание. Артикуляция.
Применение компьютерной специализированной программы «Дэльфа» для коррекции речи дошкольников (из опыта работы) учитель-логопед Жалина М.А.
Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии МБДОУ детский сад комбинированного вида 112 Выполнили: учителя-логопеды Трунова В.А. Смирнова Л.Н.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Педагогический портфолио Бушуевой Ирины Николаевны.
Задачи обучения глухих произношению Обеспечить достаточную внятность речи глухого школьника; достичь максимальной её членораздельности; максимальное приближение.
Овладение приёмами контроля за чистотой произношения имеющихся звуков в речи у детей 1.
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Пронина И. А., зам. зав. ВМР МДОУ 18. чёткая артикуляция звуков родного языка правильное произношение правильное речевое дыхание умение использовать достаточную.
Методическое объединение воспитателей логопедических групп на базе МБ ДОУ « Детский сад 182» компенсирующего вида компенсирующего вида г. Новокузнецк учителя.
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда.
Использование дыхательных упражнений для развития речи младших дошкольников Составил: Воспитатель: Буявых Т.П. МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад 3»
На что обратить внимание Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
«Вдох-пауза-выдох» Образец работы учащегося выполнил учитель-дефектолог Каменщикова Е.А.
Использование метода БОС в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
Транксрипт:

ГКОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Удэ Методическая разработка «Работа над речевым дыханием у детей с нарушениями слуха и речи» Учитель-дефектолог Убеева Татьяна Михайловна

Дыхание речевое Видоизменение дыхания при звукопроизносительной речи. Видоизменение дыхания при звукопроизносительной речи. Дыхание речевое - короткий глубокий вдох через рот. Дыхание речевое - короткий глубокий вдох через рот. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7 – 8 раз больше времени вдоха. Время выдоха заметно удлиняется, становится в 7 – 8 раз больше времени вдоха. Число дыхательных движений в минуту сокращается с 16 – 18 до 8 – 10. Число дыхательных движений в минуту сокращается с 16 – 18 до 8 – 10. Выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Дефектологический словарь

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

В начальных классах дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. В начальных классах дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Физиологическое дыхание детей с речевыми патологиями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхние-реберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечается задержка дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Физиологическое дыхание детей с речевыми патологиями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхние-реберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечается задержка дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.

Для устной речи детей с недостатками слуха и речи, характерны как дефекты воспроизведения звука речи, так и нарушение речевого дыхания и голоса. Глухие и слабослышащие дети дышат не так, как слышащие люди, это обусловлено несовершенной работой голосового и артикуляционного аппарата. В результате происходит утечка и перерасход воздуха И от правильного дыхания зависит внятность и разборчивость речи. Дети с нарушениями слуха не умеют управлять своим дыханием, следовательно делают большое количество ошибок там, где необходимо слитное произнесение словосочетаний и предложений.

Необученный ребенок привыкает свободно выдыхать из легких тотчас же после вдоха.. Усвоение длительного, экономного выдоха представляет для него определенные трудности, он еще плохо управляет работой дыхательных мышц, неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции, все это приводит к нарушению нормального расходованию воздуха во время речи. Необученный ребенок привыкает свободно выдыхать из легких тотчас же после вдоха.. Усвоение длительного, экономного выдоха представляет для него определенные трудности, он еще плохо управляет работой дыхательных мышц, неплотно смыкает голосовые связки при фонации, образует недостаточно узкие щели или чрезмерно напряженные смычки речевыми органами при артикуляции, все это приводит к нарушению нормального расходованию воздуха во время речи.

Цель: формирование и закрепление навыков правильного речевого дыхания у младших школьников Задачи: Реализация работы над речевым дыханием в развитии слухового восприятия и формирования произношения у учащихся. Реализация работы над речевым дыханием в развитии слухового восприятия и формирования произношения у учащихся. Умение детей в момент речи делать глубокий вдох и постепенный плавный выдох. Умение детей в момент речи делать глубокий вдох и постепенный плавный выдох. Формирование диафрагмального, фонационного, речевого дыхания. Формирование диафрагмального, фонационного, речевого дыхания. Формирование умений и навыков правильно распределять дыхательные паузы. Формирование умений и навыков правильно распределять дыхательные паузы. Соотнесение дыхательных пауз со смыслом произносимого. Соотнесение дыхательных пауз со смыслом произносимого.

Обследование состояния слуха и речи каждого ребенка. Обследование состояния слуха и речи каждого ребенка. Определение типа дыхания и голоса. Определение типа дыхания и голоса. Систематизирование, анализ, сбор материала, изучение учебно-методической литературы, разработка программы, рекомендации, учебные пособия по подготовке и проведению занятий по речевому дыханию у детей в школе и в условиях семьи. Систематизирование, анализ, сбор материала, изучение учебно-методической литературы, разработка программы, рекомендации, учебные пособия по подготовке и проведению занятий по речевому дыханию у детей в школе и в условиях семьи.

Диафрагмальный тип дыхания (нижние-реберный) принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

Другой тип дыхания – верхние-реберный, при котором действует только верхняя маленькая часть груди и легких и следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхне- реберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Другой тип дыхания – верхние-реберный, при котором действует только верхняя маленькая часть груди и легких и следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхне- реберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры.

Дыхательные упражнения в динамике Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки, или сочетания согласных. С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, для развития силы и длительности выдоха, для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу. Цель которых, научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Лучшим средством развития речевого Лучшим средством развития речевого дыхания у глухого и слабослышащего служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. дыхания у глухого и слабослышащего служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.

Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на поддувание и выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.

Упражнения по закреплению навыка речевого дыхания речевой материал ряд слогов словосочетания слова со сменой ритма и темпа предложения рядовая речь

В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, словосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения, прямой и обратный счет, перечисление дней недели, месяцев и т. п. Правильное речевое дыхание способно обеспечить слитность произнесения, а также выработать умение управлять своим голосом.

Слитное произнесение слогов, слов в предложении или синтагме - очень важный и нелегкий раздел формирования произношения. Слитное произнесение слогов, слов в предложении или синтагме - очень важный и нелегкий раздел формирования произношения. Оно связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания. Оно связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания. Правильное дыхание - основа в работе над голосом, звуками речи. Правильное дыхание - основа в работе над голосом, звуками речи.

Формирование форсированного выдоха Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи Дифференциация носового и ротового выдоха Распределение выдоха в процессе речи Добор воздуха в процессе речи Формирование речевого дыхания Формирование фиксированного выдоха Этапы работы над дыханием Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Таким образом, младшим школьникам со слухоречевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких и формировать нижние-реберный тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как диафрагмальный тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание. Таким образом, младшим школьникам со слухоречевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких и формировать нижние-реберный тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как диафрагмальный тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.