Цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке – выдержит ли российский потребитель? Шуляр Наталья Алексеевна председатель подкомитета по моторному топливу ТПП РФ, главный редактор Нефтегазового журнала «ИнфоТЭК», к.т.н.
Кроме того, участниками нефтяного рынка России являются: более 9000 трейдерских компаний (оптовая и розничная торговля на внутреннем рынке) более 600 участников экспортно-импортных операций около конечных потребителей нефтепродуктов Роснефть, Газпром нефть, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Русс Нефть, Славнефть, Татнефть, Башнефть (113 предприятий) 84,3% ГАЗПРОМ 8 ВИНК Малые и средние предприятия нефтегазодобычи Операторы СРП 27 крупных НПЗ 8 средних (Афипский, Антипинский, Новошахтинский, Марийский, Ильский, Трансбункер, Енисей, Яйский) 211 НПЗ – независимые () 3,2% 9,9 2,6% нефтебазы (из них ВИНК – 50%) АЗС общего пользования (из низ ВИНК 33%) (прирост 1%) (прирост 2,7%) 2013 год 1
2. Рост средних цен на АЗС в РФ ноябрь 2011/ноябрь 2012/сентябрь 2013/апрель 2014: Дизтопливо – 119% (27,2/30,4/32,4/32,9 руб за л) АИ-80 – 114% (25,1/27,7/28,6/29,0 руб за л) АИ-92 – 114% (26,7/29,0/30,5/31,6 руб за л) АИ-95 – 117% (28,0/31,4/32,8/34,0 руб за л) Самый оптимистичный прогноз на конец 2014 г.: АИ-95 достигнет 34,5 руб/л Цены на АЗС Казахстана и Белоруси ниже российских. Источник: ИнфоТЭК
3 автовладельцы Цены на автомобильные топлива считают неприемлемо высокими – 85-90% Опрос ИнфоТЭК (1 300 чел.)*: Максимально допустимая на Ваш взгляд цена на топливо на АЗС? АИ-92 – не более руб./литр АИ-95 – не более руб./литр ДТ – не более руб./литр Опрос журнала «За рулем» (2 282 чел.): Сколько должен стоить 1 литр АИ-92 в РФ? 43% – 7 руб. (как в Египте) 47% – 15 руб. (как в США) 4% – 22 руб. (как сейчас в РФ) 5% – 40 руб. (как в Европе) Как снизить цены на АЗС? Опрос ИнфоТЭК и журнала «За рулем» Февраль 2011 г. (3 057 чел) 1. Начать бойкот : меньше покупать – 9% 2. Повсеместно провести акции протеста – 30% 3. Ввести государственное регулирование цен на бензин и дизтопливо (как на товары социальной значимости) – 61% * среди машин «Рублевского» класса опрос не производился
4 Производство ~ 38,8 млн тонн/год Экспорт 10% от объема производства Внутренний спрос – 34,5 млн тонн/год Основной потребитель – легковой транспорт Ключевые факторы: изменения динамики, структуры и средней дальности перевозок легкового автомобильного транспорта, которые, в свою очередь, зависят от уровня жизни населения Влияние внешних факторов – слабое Производство ~ 10,3 млн тонн/год Экспорт 20% от объема производства Внутренний спрос – 8,2 млн тонн/год Ключевые факторы: изменения динамики, структуры и средней дальности перевозок авиационным транспортом, которые, в свою очередь, зависят от уровня жизни населения Влияние внешних факторов – слабое Производство ~ 71,5 млн тонн/год Экспорт более 50% от объема производства Внутренний спрос –35,3 млн тонн/год Ключевые факторы: изменения динамики, структуры и средней дальности перевозок грузового автомобильного транспорта, которые, в свою очередь, зависят от уровня промышленного производства и активности торговли Влияние внешних факторов – сильное Производство ~ 77,0 млн тонн/год Экспорт почти 80% от объема производства Внутренний спрос – 19,4 млн тонн/год Ключевые факторы: изменения динамики, структуры и пассажирооборота морского транспорта и цен на альтернативные котельно-печные топлива (газ, уголь…) Влияние внешних факторов – очень сильное
5 Нефтедобывающая отрасль, является центральным звеном в налогообложении нефтяной отрасли и предопределяет формирование и уровень цен на весь спектр готовой продукции нефтяного комплекса. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДПИ составляют 43%, НДС - 41% и налога на прибыль 8%. Базовая ставка НДПИ х Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен Кц=(Ц – 15)х Р/261 -??? (в апреле 2014 г. – 12,53) 261=$9 х 29 $/руб, должно было быть $15 х 31 $/руб =435 Ц средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель; Р среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого Центральным банком РФ г. – г. – г
6. 1. Рост фискальной налоговой нагрузки 2. Непродуманность по срокам ввода Технического регламента (реальный спрос на нефтепродукты со стороны государства не изучается, существующие методики безнадежно устарели) 3. Уничтожение независимого сектора розничного рынка!!! 4. Сложившаяся привязка цен внутреннего рынка к мировым (netback) 5. Не учитывается покупательная способность потребителей – отложенная угроза 6. Расчет на биржу, как панацею, не оправдался Позиция ИнфоТЭК Главная причина кризиса – нет баланса интересов участников рынка Под интересами участников рынка необходимо понимать: – интересы Правительства РФ: обеспечение сбора налогов для развития экономики страны; – интересы Производителя: развитие нефтяной отрасли, всех ее сегментов (от скважины до АЗС) и хозяйствующих субъектов (от ВИНК до независимых участников); – интересы Потребителя: обеспечение качественным топливом по разумной цене.
ноября принят 203-ФЗ «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Изменения к предыдущей редакцией НК РФ: - на год продлен график изменения акцизов и названы ставки для 2015 г. (ранее последний был 2014 г.), причем рост акцизов на АБ и ДТ 2015 г. к уровню 2013 г. составил на низкие классы включая кл.3 – 32%, кл.4,5 – 21%; - во втором полугодии 2013 г. подняты ставки для ДТ кл.4 и 5 (3,5-4%), АБ кл.4 (4,7%), кл.5 (11,8%); - введен акциз на топливо печное бытовое с г. – 5860 руб, 2014 г. – 6446 руб, 2015 – 7735 руб ( вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и/или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до C ). 4. Об отмене транспортного налога при увеличении акцизов благополучно забыли, более того, Мэр Москвы предложил увеличить транспортный налог в 2013 г.!!!
8. В проектах федеральных законов ФАС: «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» предлагается законодательно закрепить формульный расчет внутренних цен на нефть и нефтепродукты, а в качестве допустимых пределов изменения внутренней цены использовать соответственно дифференциал и коэффициент, устанавливаемые Правительством России. Говоря иными словами, основной целью вводимого расчетного механизма индексов цен является административное регулирование доходности (маржи) рынка внутренних продаж нефтепродуктов вне зависимости от структуры объективно формирующихся внутренних издержек субъектов бизнеса.
9 Привязка к мировой цене через НДПИ, экспортные пошлины, методологию расчета (netback) 6 700
10