Технологиякейс-стади
(от англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Цель метода case-study совместными усилиями группы проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы
Актуальность внедрения метода кейсов обусловлена общей направленностью образования на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности требованиями к качеству специалиста, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях.
Требования к кейсу наличие сюжета фокусировка на теме, вызывающей интерес современность ситуации быть актуальным на сегодняшний день развивать аналитическое мышление провоцировать дискуссию иметь несколько решений требует высокой оценки уже принятых решений требует решения проблем менеджмента прививает навыки менеджмента соответствовать четко поставленной цели создания иметь соответствующий уровень трудности иллюстрировать несколько аспектов проблемы
Достоинства и недостатки метода использование принципов проблемного обучения получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле получение навыков работы в команде выработка навыков простейших обобщений получение навыков презентации получение навыков пресс- конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ поверхностное отношение преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь».
Интеграция разных методов при организации работы с кейсом Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе моделированиеПостроение модели ситуации системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации Дискуссия Обмен взглядами поп поводу проблемы и пути ее решения Мозговая атака Генерирование идей относительно ситуации
Технологические особенности метода Разновидность исследовательской аналитической технологии Технология коллективного обучения (работа в группах и взаимный обмен информацией) Синергетическая технология (формирование эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.) Интегрирует в себе технологии развивающего обучения Специфическая разновидность проектной технологии Метод концентрирует в себе достижения технологии «создания успеха»
Классификация кейсов по сложности иллюстративные учебные ситуации; цель – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации учебные ситуации с формированием проблемы; цель– диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме учебные ситуации без формирования проблемы; цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов прикладные упражнения; цель– поиск путей решения проблемы
Жанровые особенности кейсов «живые» - «мертвые» сюжетные – бессюжетные от прошлого к настоящему - кейсы – воспоминания - прогностические кейсы личностные кейсы - организационно- институциональные кейсы - многосубъектные кейсы вопросные - кейсы–задания
Виды кейсов Практические кейсы – отражение реальных жизненных ситуаций Обучающие кейсы Научно-исследовательские кейсы – ориентированные на осуществление исследовательской деятельности
Специфика обучающего кейса отражения типовых ситуации, с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни (искусственные, «собранные» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей)
Источники кейсов ПЕРВИЧНЫЕ общественная жизнь - выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса; - образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания; наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса ВТОРИЧНЫЕ художественная и публицистическая литература использование «местного» материала статистические материалы анализ научных статей, монографий и научных отчетов интернет
Структура кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Приложения
Требования к формату и структуре кейса Сюжетная часть – описание ситуации Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины
Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения
Организация работы с кейсом Этап погружения в совместную деятельность Этап организации совместной деятельности Этап анализа и рефлексии совместной деятельности формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения организация деятельности по решению проблемы (в малых группах или индивидуально); организация и направление дискуссии проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом
Результаты работы с кейсом учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков Образовательные результаты – как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения
Результаты работы с кейсом УЧЕБНЫЕ Освоение новой информации Освоение методов сбора данных Освоение методов анализа Умение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знанийОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Создание авторского продукта Образование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентности Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем