Язык и речь. I. Теоретические модели и физиологические основы.
Язык – это система знаков и правил, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления. Одним из непосредственных естественных проявлений языка выступает речь как словесное общение. Большой психологический словарь Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Язык человека позволяет передавать информацию в отвлеченной форме с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И.П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события ("здесь и сейчас"), но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего ("там, прежде, потом"), а не только о текущем моменте.
«Значение слова, с психологической стороны, … есть не что иное, как обобщение, или понятие. Обобщение и значение слова суть синонимы. Всякое же обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли. Следовательно, мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления.» (Л.С. Выготский, 1929) В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки.
Ключевые свойства человеческого языка (по Ч. Хоккету): Двойственность – человеческий язык обладает одновременно и фонологической (звуковой), и грамматической (смысломвой) организацией, что позволяет строить конструкции из символов. Продуктивность – способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя ограниченный запас символов; владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят. Произвольность – сообщения слагаются из единиц, не имеющих очевидной связи с их смысломм (т.е. смысломм наделяются произвольно взятые символы); человек способен шифровать, кодировать свои сообщения как ему угодно; если есть предварительная договоренность, код будет понят. Семантичность – присвоение определенного значения некоторому абстрактному символу.
Ключевые свойства человеческого языка (продолжение) Специализация – отсутствие прямых физических следствий полученного сообщения, т.к. передается лишь информация с помощью специализированных символов; ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями полученного сообщения. Взаимозаменяемость – любой организм, способный посылать сообщения, должен быть способен и принимать их, т.е. отправитель и получатель сообщения могут поменяться ролями. Перемещаемость – предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения. Культурная преемственность – способность передавать информацию о смысле сигналов из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а не генетической преемственности.
Специфические свойства человеческого языка – культурная преемственность и продуктивность. Продуктивность - способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя ограниченный запас символов Человеческий язык продуктивен на многих уровнях: Новые морфемы создаются из фонем/букв Новые слова создаются из морфем Новые сочетания слов (новые предложения) используются для выражения разнообразных идей Как много предложений, которые вы ни разу не слышали ранее, вы услышали на сегодняшней лекции? Принцип экономии Конечное число базовых элементов и конечное число правил дают возможность достаточно точно описать бесконечное множество ситуаций и/или понятий.
Уровни языка: 1. Фонемы – фонология 2. Морфемы и слова – словарь 3. Правила сочетания и порядок слов – синтаксис (грамматические правила) 4. Значения – семантика 5. Интерпретация – прагматика
1. Фонология – система звуков речи. Фонема – наименьшая единица речи, которая может использоваться для различения одного высказывания от другого; В разных языках используются разные количества и комбинации фонем. 2. Морфология (словообразование) Морфема – наименьшая единица языка, несущая смысл; Корень – морфема, несущая «основной смысл» в слове (например, «строй» в «надстройка»); Аффиксы (приставки, суффиксы) – морфемы, добавляющие детали и оттенки к значению корня (например, «над» в «надстройка»); Окончание (существует не во всех языках) – морфема, указывающая на связи между словами в предложении.
2. Морфология (продолжение) Лексикон – весь набор морфем в данном языке, или в языковом репертуаре данного человека; Словарь – репертуар слов, создаваемых путем сочетания морфем. 3. Синтаксис Способы, которыми могут сочетаться слова для формирования предложения; Определяет структуру наших высказываний; Как правило, в предложении должно быть как минимум два основных члена: –Подлежащее, определяющее объект действия –Сказуемое, обозначающее действие. аналитические и синтетические языки
4. Семантика Изучает значения, передаваемые с помощью языка. 5. Прагматика (дискурс) Охватывает использование языка на уровнях более широких, чем предложения, таких как диалог, рассказ; Изучает взаимосвязи между контекстом и использованием и пониманием языка.
Пара коротких примеров о прагматике языка Пример 1: Катя, увидев, что в магазине продают сахарную вату, прибежала домой и долго звенела свиньёй- копилкой, пока не набрала достаточно денег. - какого примерно возраста Катя? - банкноты или монеты лежали в копилке? - откуда вы взяли свои предположения? Пример 2 (ещё короче): Хуан: Я ухожу. Мария: Кто она? - куда уходит Хуан? - о ком спрашивает Мария? - откуда вы взяли свои предположения?
Модели порождения и понимания речи - Модель глубинных и внешних структур языка (теория порождающих грамматик) (Аврам Ноам Хомский). - Уровнево-синтаксические модели. - Модель Выготского-Лурии. - Коммуникативные модели.
Поверхностная структура та часть предложения, которая может быть выделена и определена путем обычного грамматического анализа; глубинная структура основная форма, содержащая значительную часть информации, необходимой для передачи смысла; правила трансформаций правила превращения одной структуры в другую. Теория порождающих грамматик Хомского: Глубинная структура Правила трансформаций Игрок Подлежащее: Игрок (субъект действия) ударил Сказуемое: ударил (действие) по мячу Дополнение: по мячу (объект действия) Поверхностная структура «удар по мячу был сделан игроком» «мяч был ударен игроком» «игрок нанес удар по мячу»
По Хомскому, созданию речевого высказывания предшествует появление глубинной структуры, для превращения которой в поверхностную требуется серия операций трансформации. Глубинная структура подается в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию; при помощи трансформационных правил она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее дается фонетическая интерпретация при помощи правил фонологического компонента. перевод…
Построение речи, проходит несколько стадий «...от мотива, порождающею какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец, в словах». (Л.С. Выготский, 1930/1982) Модель Выготского-Лурии
Схема речепорождаюших концепций в традиции Выготского-Лурии ( по: Дружинин, 2002 ) Авторы схем Этапы IIIIIIIVVVI Л.С. Выготский [1930/1982] мотив мысльвнутреннее слово (смысл) значение внешнего слова слово А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова [1970] мотив мысльвнутреннее программирование лексич. развертка, грамм. конструирование внешняя речь Т.В. Ахутина [1975] мотив мысль (речевая интенция) внутреннее программирование смысломвая структура, грамм. структура кинетическая программа внешняя речь А. Р. Лурия [1979] мотив основная мысль высказывания семантическая запись глубинные синтаксические структуры поверхностные синтаксические структуры развертка: морфолог. фонолог.
Обобщающая модель речемыслительного процесса Т. Ушаковой (по: Дружинин, 2002) Речепорождение включает три основных блока: восприятие речи, ее произнесение и центральный смыслом- образующий блок. Центральный блок разбит на функциональные уровни, которые обеспечивают операциональный анализ или построение речи в различных коммуникативных ситуациях. Работа уровней связана с переходным речемыслительным механизмом, который в свою очередь связан с другими ментальными структурами. Коммуникативная модель порождения речи.
Особенности коммуникативных моделей порождения речи. Во-первых, речь понимается как «форма целенаправленного, соотнесенного с партнером и обстановкой вербального поведения, обеспеченного сложной системой знаний» (Павлова, 2000). Подчеркивается, что речь нельзя рассматривать вне реальных жизненных ситуаций и вне социального поведения людей. Во-вторых, большое внимание уделяется интенциональным аспектам речевых коммуникаций. В третьих, большая роль в рамках этого подхода отводится процессам антиципации (предвосхищения). Речевой механизм рассматривается как «сложная система с элементами опережения и обратной связи» (Ушакова, 1979). Опережение предполагает, с одной стороны, «некоммуникативную антиципацию» как фазу, предваряющую формирование внешней речи; с другой стороны, можно выделить и «коммуникативную антиципацию» как предвосхищение реакций собеседника.
Качество пересказа тесно связано со степенью синхронизации работы мозга рассказчика и слушателя. A – все области, B – области, где активность мозга слушателя «предвосхищает» активность мозга рассказчика. Области мозга, синхронизующиеся у рассказчика и слушателя (вверху), и у двух слушателей одного и того же рассказа (внизу). Желтый – синхронная активность, синий – активность у рассказчика предшествует активности у слушателя, красный – активность у слушателя «предвосхищает» активность у рассказчика.
В большинстве систем автоматического речевого диалога предполагается что конечным этапом распознавания речи пользователя является передача ответа пользователя системе. Предполагается также что конечным этапом синтеза речи системой является произнесение ответа системы пользователю. Эти системы должны дождаться окончания ответа пользователя, если она завершили своё высказывание и ждут реакции пользователя. Однако, в реальном человеческом общении, в то время как говорящий говорит что-либо, слушатель каким-либо образом подаёт сигналы обратной связи о своём состоянии. Например, слушатель кивает, чтобы показать, что он слушает внимательно, или повторяет последние слова говорящего, чтобы подтвердить, что он понимает, что было сказано. Получая такую обратную связь говорящему легче говорить, поскольку он знает что слушатель его слушает и может оценить в какой степени слушатель понимает произносимое. Эти сигналы обратной связи посылаются слушателем неосознанно. Если система автоматического речевого диалога сможет выдавать такие сигналы адекватным образом, диалог может стать более эффективным и естественным.
Р е ч ь Устная Письменная Диалогическая Монологическая За последние 20 лет эта классификация «размылась»… Внутренняя
Функции речи: - Коммуникативная - сообщение - указание (на объект) - суждение - побуждение к действию - экспрессия (выражение эмоционального отношения) - декларация - вопрос - Интеллектуальная - семантика - анализ и синтез
Физиологические основы речи
Голосовой тракт человека Язык Голосовая связка Гортань Губы Носовая полость Мягкое нёбо Глотка
Спектр трех разных гласных звуков, произнесенных среднестатистическим мужчиной. Повторяющиеся пики интенсивности представляют собой гармоники, полученные изменяющейся мощностью потока воздуха вследствие вибраций голосовых складок; первый пик обозначает собственную (основную) частоту (F0). Как и при идеальных гармонических колебаниях, интенсивность последовательно высоких гармоник стремится к ослабеванию экспоненциально; однако, резонансы голосового тракта выше гортани подавляют одни трахеальные гармоники больше, чем другие, создавая в результате формантные пики. Характерное подавление интенсивности потока воздуха, обусловленное строением голосового тракта, вызывает различные гласные фоны, показанные на слайде. Гармонические пики первых двух формант обозначены как F1 и F2; звездочками отмечены значения формант, полученные алгоритмом линейного кодирования с предсказанием. Клавиатуры демонстрируют, что интенсивность пиков у первых двух формант часто определяет музыкальные интервалы. Красные клавиши обозначают значения F1 и F2. [у][у] [а][а] [и][и] Звук речи определяется соотношениями частот пиков интенсивности, а не самими частотами
Расстройства речи связанные с нарушениями работы речевой мускулатуры Дизартрия (dysarthria; греч. dys- + arthroō расчленять, издавать членораздельные звуки) расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией. В легких случаях могут наблюдаться лишь отдельные нарушения произношения с искажением звуков, смазанность речи, в более тяжелых искажения, пропуски звуков, изменение темпа речи, ее выразительности, модуляции, в результате чего речь становится невнятной. В наиболее тяжелых случаях развивается анартрия невозможность произношения звуков речи.
Области, активные во время устной речи. Темные участки области с повышенным кровотоком (и соответственно активностью) у всех исследовавшихся людей, диагональная штриховка обозначает участки активные только у некоторых испытуемых; в незакрашенные области активность не изменялась. Видно, что участие структур левого и правого полушарий несимметрично… Такая асимметрия впервые была выявлена и наиболее заметно проявляется в мозговой организации речи..
П. Брока (P. Broca) ( ) К. Вернике (K. Wernicke) ( )
Основные лингвистические области на классической карте коры мозга. Языковые функции, описанные Брока и Вернике, ассоциированы по крайней мере с тремя цитоархитектоническими областями, определенными Бродманном (область 22, в соединении теменной и височной долей - зона Вернике, и области 44-45, в вентральном и постериальном районе фронтальной коры – зона Брока).
В результате открытия центров речи широкое распространение получили представления о взаимоотношении между полушариями. Одно полушарие (у правшей левое) является ведущим (доминантным) для речи и других высших функций, при этом считалось, что другое (правое) у правшей находится под контролем доминантного полушария и не имеет особых функций. Его часто называли «молчащим полушарием». Только в 30-х годах XX столетия накопилось достаточно данных, потребовавших от ученых пересмотреть отношение к функциям правого полушария. Оказалось, что у здорового человека-правши оно обладает особыми зрительно- пространственными и другими невербальными способностями. (Однако до сих пор в некоторых учебниках левое полушарие называют доминантным, а правое субдоминантным)
В результате открытия центров речи широкое распространение получили представления о взаимоотношении между полушариями. Одно полушарие (у правшей левое) является ведущим (доминантным) для речи и других высших функций, при этом считалось, что другое (правое) у правшей находится под контролем доминантного полушария и не имеет особых функций. Его часто называли «молчащим полушарием». Только в 30-х годах XX столетия накопилось достаточно данных, потребовавших от ученых пересмотреть отношение к функциям правого полушария. Оказалось, что у здорового человека-правши оно обладает особыми зрительно- пространственными и другими невербальными способностями. (Однако до сих пор в некоторых учебниках левое полушарие называют доминантным, а правое субдоминантным) Значение латерализации и асимметрии состоит в эффективном разделении функций между полушариями.
Различия в функциях правого и левого полушарий, выявленные у пациентов с расщепленным мозгом Функции левого полушария Функции правого полушария Анализ правого зрительного поля Анализ обоих зрительных полей (но преимущественно левого) Стереогнозис (правая рука)Стереогнозис (левая рука) Лексика и семантика речи Эмоциональная окраска речи Письмо Пространственное воображение Полноценная речь Зачаточная речь
А теперь возвращаемся к речи…
Основные области мозга человека, связанные с речью (включая произнесение речи, восприятие речи на слух, чтение и письмо). зона Брока слуховая кора зрительная кора угловая зона Вернике моторная кора (ангулярная) извилина (крючковидный, пучок аркуатный дугообразный) Локализация речевых функций: классическая точка зрения
Схема основных участков мозга, регулирующих процессы понимания и речеобразования. Кроме областей Брока и Вернике в процессы понимания и речеобразования вовлечены (хотя и менее специализированно) первичная соматосенсорная, слуховая, зрительная и моторная кора. Локализация речевых функций: классическая точка зрения
1) зона Брока ( в третьей лобной извилине ): моторные образы слов; 2) зона Вернике ( в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли ): слухоречевые образы слов; 3) зона в теменно-затылочной области ( угловая (ангулярная) извилина, а также верхнетеменная и надкраевая извилины ): зрительные образы слов. Локализация речевых функций: классическая точка зрения
Доказательство вариабельности распределения языковых областей среди индивидуумов, определенное электрической стимуляцией во время нейрохирургического исследования. Схема обобщает данные, полученные от 117 пациентов, языковые области мозга которых были локализованы электрической регистрацией во время хирургии. Цифра в каждом красном кружке обозначает процент пациентов, у которых была затруднена речь в ответ на стимуляцию этого участка мозга. Примечательно, что большое число областей мозга, где было выявлено влияние электростимуляции на речь, не совпадают по местонахождению с классическими языковыми областями (по Ожеманну и др., 1989). Вариабельность речевых областей
Области левого полушария мозга, участвующие в речеобразовании, локализованные с помощью позитронно- эмиссионной томографии (PET) у здорового взрослого. Испытуемые лежали внутри РЕТ сканнера и следовали инструкциям, появляющимся на специальном дисплее. Левая панель показывает задание, которое выполнял испытуемый перед сканированием. Справа располагаются соответствующие изображения мозга при помощи РЕТ. Как и ожидалось, лингвистические задания, такие как прослушивание слов и придумывание словесных ассоциаций, активизируют зоны Брока и Вернике. Однако, была также отмечена активность в первичной и ассоциативной сенсорной и моторной областях при выполнении активных и пассивных лингвистических задач. Эти наблюдения указывают на то, что наряду с классическими языковыми областями в процессах речеобразования участвуют и другие участки коры. ( по: Posner&Raichle, 1994.) Пассивный просмотр слов Придумывание словесных ассоциаций Произнесение слов Прослушивание слов Вариабельность речевых областей
Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей), при сохранении способности слышать и различать звуки, а также произносить членораздельные звуки. Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
1) поражение зоны Брока: моторная афазия (нарушения артикуляции); 2) поражение зоны Вернике: сенсорная афазия («словесная глухота», расстройство понимания устной речи); 3) поражение затылочной доли или угловой извилины теменной доли : алексия («словесная слепота», неспособность читать). Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
Афазия Брока (моторная афазия) Афазия Вернике (сенсорная афазия) Прерывистая, запинающаяся речь Быстрая, плавная речь Тенденция повторять фразы или слова (персеверации) Повторов мало Синтаксис нарушен Синтаксис адекватен Грамматика нарушена Грамматика адекватна Нарушено звучание произносимых слов Неологизмы, неадекватные слова Понимание речи сохранено Понимание речи нарушено Сравнение двух видов афазии Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
Пример речи больного с афазией Брока: I am a sig…no…man…uh, well,…again. These words were emitted slowly, and with great effort. The sounds were not clearly articulated; each syllable as uttered harshly, explosively, in a throaty voice. With practice, it was possible to understand him, but at first I encountered considerable difficulty in this. Let me help you, I interjected. You were a signal… A sig-nal man…right, Ford completed my phrase triumphantly. Were you in the Coast Guard? No, er, yes, yes, …ship…Massachu…chusetts…Coastguard …years. He raised his hands twice, indicating the number nineteen. Oh, you were in the Coast Guard for nineteen years. Oh…boy…right…right, he replied. Why are you in the hospital, Mr. Ford? Ford looked at me strangely, as if to say, Isnt it patently obvious? He pointed to his paralyzed arm and said, Arm no good, then to his mouth and said, Speech…cant say…talk, you see. Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, pp. 60–61.) Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
Пример речи больного с афазией Вернике: Boy, Im sweating, Im awful nervous, you know, once in a while I get caught up, I cant get caught up, I cant mention the tarripoi, a month ago, quite a little, Ive done a lot well, I impose a lot, while, on the other hand, you know what I mean, I have to run around, look it over, trebbin and all that sort of stuff. Oh sure, go ahead, any old think you want. If I could I would. Oh, Im taking the word the wrong way to say, all of the barbers here whenever they stop you its going around and around, if you know what I mean, that is tying and tying for repucer, repuceration, well, we were trying the best that we could while another time it was with the beds over there the same thing… Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, p. 68.) Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм афазии: 1. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. 2. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. 3. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. 4. При поражении зоны третичной коры теменно–височно–затылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. 5. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О. Липманом в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. 6. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает эфферентная моторная афазия, впервые описанная П. Брока в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов 7. При поражении средне– и задне–лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934 г., в основе которой лежат нарушения последовательной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи. Нарушения речи, связанные с поражениями отдельных областей мозга
Взаимодействия структур мозга, участвующих в речеобразовании
Процесс повторения слышимых слов согласно оригинальной модели Вернике-Гешвинда: Слуховая информация поступает по слуховому нерву в медиальные коленчатые тела и далее в первичную слуховую кору ( поле 41 по Бродману ), затем во вторичную слуховую кору ( поле 42 ). Затем по внутрикорковым связям она поступает в теменно-височно-затылочную ассоциативную кору, в угловую извилину ( поле 39 ), где происходит интеграция тактильной, слуховой и зрительной чувствительности. Оттуда информация проецируется в центр Вернике ( поле 22 ), где происходит ее семантическая интерпретация, и далее по аркуатному пучку в центр Брока ( поля 44, 45 ), где воспринятая речь трансформируется в грамматическую структуру фразы и где хранится память об артикуляции слов. Затем информация о звуковом образе фразы переправляется в представительство мышц лица, языка и гортани в моторной коре.
Зрительная информация от сетчатки поступает в латеральные коленчатые тела и далее в первичную зрительную кору ( поле 17 по Бродману ). Оттуда она поступает во вторичную зрительную кору ( поле 18 ). Из нее, подобно слуховой информации о словах, импульсы поступают в угловую извилину теменно-височно-зрительной области ( поле 39 ) и далее в область Вернике ( поле 22 ), где происходит трансформация зрительной информации в фонетическое (звуковое) представление слов и его семантическая интерпретация. Эта информация поступает в центр Брока по аркуатному пучку. Взаимодействия структур мозга, участвующих в речеобразовании Процесс чтения вслух согласно оригинальной модели Вернике-Гешвинда:
Модель Вернике-Гешвинда дает упрощенное, и не всегда верное представление о связях между центрами Вернике и Брока. 1. Симптомы афазии Брока и Вернике наблюдаются большей частью при обширных поражениях этих центров и обычно являются результатом поражения не только их, но и окружающих областей. 2. Подкорковые структуры, такие как левый таламус, левое хвостатое ядро и смежное с ними белое вещество также важны для речи. (Например, разрушение левого хвостатого ядра ведет к нарушению понимания речи). 3. Зрительная информация о написанном слове не поступает в область Вернике, а идет от ассоциативной зрительной коры прямо в область Брока. Слова, которые читаются, не трансформируются в звуковое выражение. (На самом деле у большинства людей это происходит (как «проговаривание при чтении»), но является «побочным эффектом» и не необходимо для понимания прочитанного.) 4. Когнитивное изучение речевых расстройств не полностью согласуется с моделью Вернике-Гешвиндта, которая предполагает только один путь поступления слуховой информации. Взаимодействия структур мозга, участвующих в речеобразовании
Языковая просодия - это совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость, темп, ритм, ударение, паузацию и тембр речи, служащие функциями целостного оформления высказывания и передающий смысломвые, экспрессивные, эмоциональные и эмоционально- модальные значения. Невербальные компоненты речи
Нервная организация просодии в правом полушарии подобна отражению анатомической организации когнитивных аспектов речи в левом полушарии. Больные с поражением в правой лобной коре (симметрично по отношению к центру Брока) обладают монотонным голосом даже если они веселы или печальны. Пациенты с разрушениями симметричными по отношению к центру Вернике не понимают произношения, интонации, тембра голоса, т.е. просодий в речи других людей. Невербальные компоненты речи
В японском языке употребляются две формы письменности. Канжи использует символы почти пиктографического характера (собственно иероглифы). Кана использует символы, означающие комбинации звуков или слоги.
При чтении иероглифов Канжи вовлекается «нижняя височная речевая область» (поля 19, 37, 20 на вентральной и медиальной стороне височной доли левого полушария), в то время как при чтении символов Кана вовлекается область угловой извилины (поле 39 теменно-височно-затылочной ассоциативной коры). Повреждения угловой извилины приводит к значительным нарушениям чтения в системе Кана (фонетическое письмо), но при этом сохраняется понимание речи в системе Канжи (иероглифы).
Проблемы с речевой жестикуляцией возникают у людей с врожденной глухотой, которые выучили язык жестов и позже получили повреждения языковых областей левого полушария. Эти проблемы схожи с афазией, возникающей у нормальных людей при аналогичных повреждениях мозга. В данном примере пациент с повреждением мозга в зоне Брока (серия верхних рисунков) объясняет предложение «Мы приехали в Иерусалим и остались там». По сравнению с нормальным глухим он не может хорошо контролировать пространственную ориентацию своих жестов. Показаны направление жеста в норме и неправильное направление «афазийного» жеста. Правильная форма Пациент с левосторонним повреждением мозга
При поражении небольших участков зоны Вернике нарушения речи могут затрагивать лишь отдельные категории. В томографических исследованиях также показано, что различные категории объектов активируют различные участки речевых центров.
Различные участки височной доли мозга активированы разными словесными категориями (показано методом позитронно- эмиссионной томографии). Отмечены различные паттерны активности в височной доле (обведена пунктирной линией) в ответ на каждый категориальный стимул. (Damasio et al., 1996.) Люди Животные Инструменты Высокая Низкая Актив- ность
Регистрация одиночных нейронов в зоне Вернике показала, что хотя расположенные там нейроны действительно преимущественно активируются в ответ на предъявления слов, каждый отдельный нейрон реагирует на большую группу различных слов, а не какое-либо одно слово.
Основные области мозга, участвующие в речи (латеральная сторона левого полушария) (Demonet et al. Renewal of the Neurophysiology of Language: Functional Neuroimaging. Physiol Rev 85:49-95, 2005) Области мозга, участвующие в речи: современная точка зрения
Основные области мозга, участвующие в речи (медиальная сторона левого полушария) (Demonet et al. Renewal of the Neurophysiology of Language: Functional Neuroimaging. Physiol Rev 85:49-95, 2005) Области мозга, участвующие в речи: современная точка зрения
Активация областей мозга при произнесении гласных, слогов и простых бессмысленных слов (по результатам фМРТ) Нервная сеть при речеобразовании. Показано правое полушарие с медиальной и латеральной стороны. Области мозга, активированные при произношении, показаны коричневым цветом. Схематические пути, соединяющие эти области, представлены черными стрелками. Дополнительная (1) и поясная (2) моторные области соединены с первичной моторной корой (3). Некоторые соединения существуют между кортикальной и субкортикальной моторными системами. Субкортикальная активация была найдена в таламусе (4), базальном ганглии (не показано), красном ядре (6) и в мозжечке (5). Кроме этого, была активирована билатеральная задняя верхняя височная извилина (7). Стволовые ядра, иннервирующие органы артикуляции, так же как и подъязычное ядро, не рассматривались (8). Soros et al., Clustered functional MRI of overt speech production. NeuroImage 32 (2006) 376 – 387
Морфема (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть слова, простейший языковой знак, а именно корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончание). Слово – лексическая единица языка Содержание Внешняя форма - совокупность звуков (в устной слышимой речи) - система зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) - совокупность артикуляционных образов (в произносимой речи) Слоги - произносительные единицы речи; состоят из фонем. Фонема (от греч. phonema - голос, звук) - совокупность признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную фонему от др. фонем. Фонема - это различительная единица звукового строя языка.
Трехуровневая модель понимания и порождения слов (из: Величковский, 2006, по: Ellis & Young, 1988). Слышимое слово Речь
Language is the most complex form of communication used by any animal Allows the transmission of culture Permits us to teach others The ratchet effect (Tomasello): Each generation is more sophisticated than the last.
jokes Ambiguity is interesting because it shows that there are structures in language. jokes - and other ambiguities – Q. Why dont pigs phone each other? – A. Theres too much crackling on the line. – Sign in a shop window Watch batteries changed here – Seen on a packet on the baby product shelves: Extra Thick Baby Wipes