Структура уроков разного типа по технологии деятельностного метода
А. Дистервег ( ) «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Из требований к умениям учащихся в ФГОС 2004: «Самостоятельная организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение средств, поиск и устранение причин возникших трудностей, контроль и оценка своей деятельности и др.)». «Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива и др.)». ЧТО НОВОГО?
Ключевые изменения ФГОС НОО и ООО: 1) Ориентация на результаты образования. 2) Объектами контроля и аттестационных процедур (учителя, школы, региона) являются теперь: личностные, метапредметные и предметные результаты. Поскольку любая система деятельности работает на те цели, которые контролируются, то новый стандарт создает условия для реального перехода к школе саморазвития и самореализации личности.
Цели образования: 1 поколение Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение развитие личности, способной к самореализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества Знания, умения и навыки из категории целей перешли в категорию средств
РЕБЕНОК – САМ участвует в своем развитии РАЗВИВАЮЩИЙСЯ РЕБЕНОК имеет право на: РАЗВИВАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РОДИТЕЛЕЙ Стержневые идеи Программы Признание за СЕМЬЕЙ ведущей роли в воспитании ребенка
Функции педагога Традиционное обучение: - источник знаний -образец -плановик -контролер -судья Системно- деятельностная педагогика: -организатор -участник -помощник -стимулятор -товарищ
Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.
Типы уроков 1. Урок организации нового знания 2. Урок рефлексотерапии 3. Урок изменения системы знаний 4. Урок экстренного контроля открытия рефлексии построения развивающего
Тип урока Этап процесса построения любой системы 1) Урок открытия нового знания (ОНЗ) Построение нового элемента системы и установление первичных связей. 2) Урок рефлексии (Р) Применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция нового элемента. 3) Урок систематизации знаний (С) Установление связей между новым и исходными элементами системы. 4) Урок развивающего контроля (К) Контроль деятельности системы. ТИПЫ УРОКОВ
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ): 1) 2) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ
УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 1) 2) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ
УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1) 2) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ
УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) 2) КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ЦЕЛЬ
Постановка цели и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Фиксирование затруднения Действие, в котором возникло затруднение Анализ этапов действия и определение места затруднения Определение причины затруднения
Урок русского языка в 4 классе (ОНЗ) Тема: Правописание тся и ться в глаголах Образовательные цели: сформировать умение применять способ написания тся и ться в глаголах
НОВОЕ ЗНАНИЕ: Правило написания тся и ться в глаголах ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ: Запиши, заменяя транскрипцию буквенной записью Солнце сади[це], струи[це] води[це], Пти[це] сини[це] в води[цу] гляди[це]. Меж грибами мухомор Красотой гарди[це]. Нечего гарди[це] – Для супа не годи[це].
ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ: Не смог записать слово. Не смог правильно записать слово. Не могу представить правило, по которому записывал слова с тся и ться. ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ: У нас нет правила (эталона) для записи слов с тся и ться.
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Узнать правило написания тся и ться в словах. ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН): Н. ф.3 лицо Что делать? Что делает? Что делают? – ться- тся
Урок русского языка в 4 классе (урок - рефлексии) Тема: Правописание тся и ться в глаголах Образовательные цели: закрепить умение применять способ написания тся и ться в глаголах
Актуализация знаний: 1. Распредели слова в два столбика: купаться, веселиться, сердится, спускаться… 2. Заполни пропуски: Неопределенная форма (что делать?) Форма 3 лице единственного числа (что делает?) знакомиться………………. …………………….беспокоится сердиться…………………. нравится
ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ: Не смог записать слово. Не смог правильно записать слово. ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ: Не помню правила (эталона) для записи слов с тся и ться.
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Повторить правило написания тся и ться в словах. ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН): Н. ф.3 лицо Что делать? Что делает? Что делают? – ться- тся