ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОРМА образовательная политика в контексте теории деятельности А.И. Адамский, Институт «Эврика» Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 1
История любви (читать под песню «Машины времени» «Старый Рок-н-Рол» «Пятнадцать лет назад под это танцевал весь свет!» Эврика и РО: 1990 г., Пермь, первая сессия массового обучения учителей развивающему обучения В.В. Давыдов, В.В. Репкин, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин, Г.А. Цукерман, Е. Бугрименко, Л.Ямпольская, С. Горбов, Ю. Бархаев, И. Фрумин, В. Болотов, Т. Ковалева, Э. Шепель «Новая волна затмила имена тех лет! А может старина ты просто стал немного старым?» Основная идея: моделирование формирования развивающегося понятия «Как жаль поверь мне, что ты забыл, И это время, и то каким ты был!» Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 2
Рамка – теория деятельности Принципиально важно сохранять методологию теории деятельности. Структура Де (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, В. Давыдов, Ю. Громыко) Проектирование, производство, воспроизводство, развитие и управление Де. Проблема выхода РО из лаборатории в систему организаций на основе спроектированной системы учебной деятельности в лаборатории столкнулась с огромными сложностями. Основная: система организаций живет правилами, нормами и структурой управления. Все это автоматически, от принятия общих принципов Оде на уровне управления, не меняется. Возникает проблема и задача воспроизводства и управления учебной деятельностью. Преобразование ее в социально-массовую. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 3
Институциональная образовательная политика (деятельностная проблематика) Развитие Деятельности – приводит к выходу за рамки Норм. Необходимо развивать Нормы. Образовательная политика – формирование норм и правил отношений граждан и образовательных организаций. Образовательная политика – создание условий для развития и реализации образовательной деятельности. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 4
Не юбилеи т, а рефлектировать! Бесспорно, что за эти годы тысячи детей получили качественное развивающее образование и идеи Выготского и его школы легли в основу ФГОС. И тысячи учителей и управленцев прошли школу развития на семинарах и играх в рамках реформирования образования на этих основаниях. Но сегодня – точка рефлексии. Накопился материал и опыт (личный опыт) для постановки сложных рефлексивных вопросов. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 5
Есть ли в России РО? Есть сообщество РО и МАРО. Есть отдельные учителя и классы. Школ РО, всех ступеней, нет. Есть система оценки результатов внутри сообщества РО. Системы РО как института – нет. Есть ФГОС, основанный на РО. Есть Закон РФ 273, все позволяющий. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 6
Характеристика момента Проект развития образования 1985 – 2014 г.г. – закончился. Его жизненный цикл завершился. Был шаг вперед, теперь будет шаг назад (наступает зима в образовательной политике) – в остатке сформируется система образования, на следующие 15 лет. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 7
Характеристика момента Основные тенденции развития системы образования: индивидуализация (субъектная учебная деятельность), многообразие (вариативность), самостоятельность организаций. В основе принятия задачи (в т.ч. учителями – реализация ФГОС) – воображение и эмоция. Развитие не принято на эмоциональном уровне. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 8
Тренды - Результаты Тренд «результативности» не сформировался: общий способ действия не стал укоренившимся представлением о результате. «Компетентности» – остались абстракцией, как и мета предметные и личностные результаты. Предметные результаты доминируют в общественном и педагогическом сознании. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 9
Прорывы в институциональном развитии Обр Де Закон РФ «Об образовании в РФ» (И. Реморенко) ФГОСы (А. Асмолов, А. Воронцов, В. Собкин) Метапредметный подход (Ю. Громыко) Институт тьюторства (Т. Ковалева) Эврика – сеть проектирования и производства Де, институционально, Система оценки качества образования (Эврика, А.Воронцов) ФЭП, ФИП Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 10
Использованы материалы опроса, посвященному перспективам развития образования до 2030 года, в котором приняли участие 645 экспертов-представителей международного сообщества WISE (2014 г.) А.И. Адамский, Эврика, www,eurekanet.ru11
Гипотеза Норма имманентно присутствует в деятельности. Реконструкция истоков и замысла, рефлексивное конструирование изначальной нормы – самый эффективный способ институционального обустройства деятельности. Пример – система Коменского. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 12
Система Коменского (описание способа) В основе – репродуктивная деятельность. Демонстрация и воспроизведение образца – отсутствие субъектности. Проба как попытка повторить и достичь установленный кем-то шаблон. Оценка – проверка соответствия шаблону. Единственному. Как выглядит институт? Как контрольно- репрессивный. Это тормозит развитие Де. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 13
РО – реконструкция замысла и объективация нормы Замысел Д.Б. Эльконина: Построение субъектной учебной деятельности Дополнение В.В. Давыдова: Открытие общего способа деятельности, как результат учебной деятельности. Как мог выглядеть институт развивающего обучения? Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 14
Задачи Системная рефлексия и анализ развития Образовательной деятельности, вкл. Учебную, за последние 35 лет. Открытие магистратуры РО, на основе деятельностного подхода Открытие магистратуры по образовательной политике на основе деятельностного подхода Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 15
Задачи Описание и распространение эффектов социализации выпускников РО. Поддержка реализации ФГОС. Предложение организациям системы оценки качества результатов (аудит качества). Выход на уровень негосударственных организаций. В дополнительное образование. Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики "Эврика" 16