Занятие для педагогов с элементами тренинга «Пять шагов к миру» в рамках городской недели психологии «Толерантность – дорога к миру»
1 шаг Ритуалы приветствия: приветствие, имя, улыбка
2 шаг Рефлексия
3 шаг Сфера ответственности
Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями
1. Неоправданно позитивные или негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения: Детский сад «всему научит» (позитивное); Личный негативный опыт родителей или «слухи» (негативное); отрицательный настрой родителей передаётся ребёнку
2. Воспитатель для родителей становится символом власти, неким контролем, который оценивает их действия, поучает их Когда воспитатель оценивает ребёнка – родитель считает, что оценивают его состоятельность, как человека и родителя; Родители напоминают воспитателю человека, с которым не сложились отношения.
3. Страх родителей, особенно мам, потерять контроль над своим ребёнком Ревность (ребёнок увлечён новой жизнью); «Воспитатель «навязывает» свою точку зрения»; Есть воспитатели, которые любят не только диктовать как воспитывать ребёнка, но и делать это в категоричной форме.
Косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями – особенности самого ребёнка Ребёнка не подготовили к ДОУ (навыки самообслуживания); Ребёнок «разбалован»; Ребёнок не хочет идти в д\с – «к нему плохо относятся».
Излишняя озабоченность родителей Реакция на царапину – воспитатель «недосмотрел», агрессия к злостному обидчику; Вопросы родителей к детям (кто толкнул?, почему не дали стихотворение?...) дети манипулируют взрослыми, сочиняют негативные истории, искусственно создают конфликт (5-6 лет).
4 шаг Умение интонировать
Учимся слушать и слышать
Техника «Активное слушание»
Способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь чувства говорящего
Особенности «активного слушателя» Демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре; Создаёт позитивный эмоциональный фон общения.
Ключевые характеристики «Активного слушания» Важна собственная настройка «Слушающего» (по – настоящему интересно); Физическая включенность в разговор собеседника (лицом к собеседнику, смотрят в глаза, кивают головой в процессе беседы); Задача максимально правильно услышать собеседника – есть возможность уточнить правильность воспринятой информации «Правильно ли я вас понял»; Взаимный процесс, включает речь собеседника. Дожидайтесь ответа: «Вы меня правильно поняли».
Активное слушание собеседника означает: Дать понять собеседнику, о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал; Сообщать партнёру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Активное слушание педагога: педагог умело пользуется техникой надстройки; Педагог не делает быстрых выводов и заключений; Педагог не доминирует в беседе, не предлагает готовых выводов; Педагог остаётся нейтральным по отношению к участникам конфликта.
Результаты применения «активного слушания» Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием; Партнёр по общению рассказывает вам гораздо больше; Вы получаете возможность помочь собеседника и его чувства; Если партнёр по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Пассивное слушание: Уместен при общении с человеком, находящемся в состоянии аффекта. Цель: успокоить человека. Не уместны стереотипные конструкции: «Успокойся», «Не расстраивайся», «Не нервничай»… Важно просто послушать человека. Воспользоваться «агу-реакции»: «Да –да», «угу –угу», «ну конечно»… Не молчите, глухое молчание раздражает. Эмоциональное состояние подобно маятнику. Важно, чтобы разговор не прерывался, пока человек не остынет. Когда замолкает, естественным тоном задайте ему вопросы: «И что он тебе сказал?», «Ты что ответила?»….. Главное не заразиться от собеседника его эмоциями!
Эмпатичное слушание: Настроиться на слушание (устраниться от готовых установок и предупреждений относительного этого человека); Своей реакцией на слова партнёров в точности отразить переживания, чувств, эмоций, стоящие за его высказываниями (переживания не только поняты, но и приняты вами); «Держать паузу»: не забивайте собеседника собственными соображениями, разъяснениями, уточнениями… Не надо объяснять причину возникновения у собеседника его чувств ( «Это от того, что ты завидуешь»…. Если человек возбуждён, то нужно использовать междометия, короткие фразы («да-да»…), кивать головой, повторять последнее слово (эхо реакции); Не подключать «Я – слушание» («у меня тоже так было»). Эмпатичное слушание – это состояние души без фильтра.
5 шаг Умение слушать и слышать