МКОУ «Чеботарихинская СОШ» Учитель начальных классов: Майорова Людмила Евгеньевна
На протяжении трех лет работала в интегрированном классе. В нем одна девочка и семь мальчиков. Обучающихся по коррекционной программе восьмого вида – 50%.
Загадки (ответы загадок являются словарными словами). Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы). Кроссворд (загадываемые слова являются словарными). Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске). Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.) Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов). Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород). Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать). Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой). Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков Выписать из данных слов Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы). Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою
Работа с сигнальными карточками Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа. Подбор однокоренных слов. Восстановление деформированного текста или предложения Разбор слов по составу. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел). Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади). Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Вводные игры «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Игры при изучении нового материала «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е». Игры при проверке пройденного материала. «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов. Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д. Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
С большим успехом на уроках математики проходят такие дидактические игры: «КОСМОНАВТЫ», «ПАРАШЮТИСТЫ», «ЯБЛОНЬКА», «РЫБОЛОВЫ», «ПОЧТАЛЬОН» и другие, которые способствуют совершенствованию вычислительных навыков. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «МАГАЗИН», «ШКОЛА», «ПОЧТА» и т.д. В этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент неожиданности или ожидания, например к играм «ЧТО изменилось?», «КОТОРЫЙ по счету» и т.д. Большой популярностью пользуются игры «КТО вернее и быстрее», «КАКАЯ команда лучше» и т.д., которые способствуют духу соревнования, эстафеты. Каждый ученик чувствует
ответственность за исход игры команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся. С интересом учащиеся воспринимают игры «ЛАБИРИНТ», «АРИФМЕТИЧЕСКОЕ лото», «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ квадраты», которые способствуют развитию логического мышления и памяти. Итак, когда игра используется как дидактический прием, она всегда приводит к запланированному результату.
Подбери по величине. Что в руке?
Закрой пустые клеточки. Поставь стрелку правильно!
Назови время года. Какое это время года?
осуществлять индивидуальный подход к детям; предотвращать наступление утомления; в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; обеспечить обогащения детей знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.) Обеспечить социализацию детей с отклонениями в развитии