Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса
Цель: научить учащихся приёмам составления конспектов Задачи: 1. Формировать умение работать с источниками, готовить к самообразовательной работе. 2. Раскрыть особенности конспекта как разновидности сжатого изложения, познакомить с разными типами конспектов. 3. Повторить виды записей, которыми должен владеть квалифицированный читатель. 4. Развивать познавательный интерес к учебному материалу, умение сравнивать, анализировать.
Плакаты к уроку: «Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте» «Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте» Д. Писарев Д. Писарев «Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно» «Плохое чтение – как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно» В. Сухомлинский В. Сухомлинский «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт Р. Декарт
План урока 1. Вступительная часть 2. Повторение знакомого материала. Лото «Формы ведения записей» 3. Изучение нового материала а) постановка целей; а) постановка целей; б)работа с текстами (чтение с использованием б)работа с текстами (чтение с использованием Инсерта); Инсерта); в)построение кластеров, осмысление новой в)построение кластеров, осмысление новой информации; информации; г) анализ новой информации; г) анализ новой информации; 4. Обобщение 5.Заключение. Оценка работы
Вступление Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них – конспектирование. Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них – конспектирование. Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное; умение отбирать и обобщать главное; кратко формулировать основные положения; кратко формулировать основные положения; умение анализировать прочитанный материал. умение анализировать прочитанный материал.
Лото «Формы ведения записей». Работа в группах (подобрать соответствующие определения) Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. Выписка – копия части текстового документа. Выписка – копия части текстового документа. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, темы. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, темы. Тезис – краткое, в несколько строк, изложение содержания идеи. Тезис – краткое, в несколько строк, изложение содержания идеи.
Реферат – композиционно организованное, обобщённое изложение содержания, источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Реферат – композиционно организованное, обобщённое изложение содержания, источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Аннотация – краткое, обобщённое описание текста книги, статьи. Аннотация – краткое, обобщённое описание текста книги, статьи. Рецензия – письменный разбор текста и отзыв на него. Рецензия – письменный разбор текста и отзыв на него.
Чтение текста «Конспект» с использованием Инсерта» Инсерт (значки по ходу чтения) – приём системной разметки для эффективного чтения и размышления. Инсерт (значки по ходу чтения) – приём системной разметки для эффективного чтения и размышления. - уже знал(а); - уже знал(а); + - новая для меня информация; -- думал (а) иначе; ? – не понял (а), есть вопросы.
Кластер – логическая схема, которая помогает выделить главное и второстепенное, лучше понять и воспроизвести информацию. Основные смысловые блоки Основные смысловые блоки Конспект Что это такое Требования к конспекту Типы конспектов Значение Приёмы конспектирования
Вопросы для совместного обобщения 1. Что такое конспект? 2. Для чего нужно уметь конспектировать? 3. Какие типы конспектов бывают? 4. Чем отличается конспект от тезисов? 5. Каковы основные требования к составлению конспекта?
Вывод Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь. Конспектирование имеет большое значение. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.