Нарушения речи Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Advertisements

Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Дети с нарушениями речевого развития это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. Логопедия это специальная педагогическая наука об изучении, исправлении и предупреждении речевых нарушений. В переводе с греческого.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А.Ткаченко,
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
1. Понятие «Нарушение речи» 2. Классификация нарушений речи 3. Характеристика лиц с нарушением речи 4. Организация и содержание коррекционной психологической.
Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия.
Семинар-практикум для воспитателей «Виды речевых нарушений у детей» Подготовил: Учитель-логопед Некрылова О.А.
LOGO Company Logo ПЛАН Определение речи. Историческая справка. 1 Компоненты речи. Функции речи. 2 Причины нарушений речи. Виды речевых нарушений. 3 Психологические.
Выполнила студентка группы 2561 У Чеботарева Е.С..
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Транксрипт:

Нарушения речи Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. (Дубровина) Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера. (Дубровина)

Предмет – изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии. Задачи логопсихологии: -Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии. -Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией. -Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования. -Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития). -Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Исторический экскурс Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX – началу XX в. Начало изучения детей с речевой патологией относится к концу XIX – началу XX в. В отечественной литературе в 1920 году для обозначения тяжелого недоразвития был введен термин «алалия» (Д.Ф. Фельдберг), за рубежом эта же патология обозначается как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л. Бентон, Ф. Жияр, Ф.Кохер и др.). В отечественной литературе в 1920 году для обозначения тяжелого недоразвития был введен термин «алалия» (Д.Ф. Фельдберг), за рубежом эта же патология обозначается как «афазия развития», «конституциональная задержка речи», «врожденная афазия» (А.Л. Бентон, Ф. Жияр, Ф.Кохер и др.). В истории данного вопроса существовали 3 противоположные точки зрения: В истории данного вопроса существовали 3 противоположные точки зрения: 1. А. Куссмауль, П. Мари, М.В. Богданов-Березовский (1909), а также современные исследователи – Р.А. Белова-Давид, Е.А.Кириченко (1977) доказывают, что ведущей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллектуальная дефектность». 1. А. Куссмауль, П. Мари, М.В. Богданов-Березовский (1909), а также современные исследователи – Р.А. Белова-Давид, Е.А.Кириченко (1977) доказывают, что ведущей в данных нарушениях является «общеорганическая интеллектуальная дефектность». 2. Первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей ( Р.Е. Левина,1936; Т.А.Власова,1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.) 2. Первичный речевой дефект, проявляющийся в выраженном недоразвитии речевой функции вплоть до ее полного отсутствия не означает, что уровень психического развития детей с данной патологией позволяет отнести их к категории умственно отсталых. Эта точка зрения нашла отражение в работах многих отечественных исследователей ( Р.Е. Левина,1936; Т.А.Власова,1972; В.И.Лубовский, 1975; Л.С.Цветкова, 1985; И.Т.Власенко, 1990; и др.) 3. У каждого из детей своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М.Мастюкова). 3. У каждого из детей своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы (Е.М.Мастюкова).

Виды речи Речь сложная психическая деятельность, имеющая различные виды и формы. Речь сложная психическая деятельность, имеющая различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и депрессивную речь. Выделяют экспрессивную и депрессивную речь. Экспрессивная (воспроизводимая) речь – это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел – внутренняя речь – внешнее высказывание Экспрессивная (воспроизводимая) речь – это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел – внутренняя речь – внешнее высказывание Импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения – выделение информационных моментов – формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения. Импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения – выделение информационных моментов – формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

Нарушения речи делятся на: Фонетические нарушения Фонетические нарушения Лексико-грамматические нарушения Лексико-грамматические нарушения Мелодико-интонационные нарушения Мелодико-интонационные нарушения Темпо-ритмические нарушения Темпо-ритмические нарушения Нарушения письменной речи Нарушения письменной речи

Современные классификации речевых нарушений Две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Две большие группы клинико-педагогической классификации: устная и письменная. Нарушения устной речи: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи. Две большие группы клинико-педагогической классификации: устная и письменная. Нарушения устной речи: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания Могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: Могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: 1) голосообразования; 1) голосообразования; 2) темпо ритмической организации высказывания; 2) темпо ритмической организации высказывания; 3) интонационно-мелодической организации; 3) интонационно-мелодической организации; 4) звукопроизносительной организации. 4) звукопроизносительной организации.

В логопедии выделяются: В логопедии выделяются: 1. Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. 1. Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. 2. Брадилалия патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. 2. Брадилалия патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. 3. Тахилалия патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. 4. Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. 4. Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. 5. Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормиро­ванном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии функциональный. Нарушение возника­ет обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматиче­ского повреждения периферического аппарата в любом возрасте. 5. Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормиро­ванном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии функциональный. Нарушение возника­ет обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматиче­ского повреждения периферического аппарата в любом возрасте.

6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. 6. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. 7. Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артпкуляционно-фонетические дефекты. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще всего дизартрия возникает в следствии рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. 7. Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артпкуляционно-фонетические дефекты. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще всего дизартрия возникает в следствии рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

Психолого-педагогическая классификация Первая группа – нарушение средств общения: Первая группа – нарушение средств общения: 1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и слуховой стороне. 2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и слуховой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Вторая группа Нарушения в применении средств общения, куда относятся заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Нарушения в применении средств общения, куда относятся заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Ощущения и восприятие Нарушается фонематическое восприятие у всех детей с нарушениями речи, которое находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что обусловлено общим развитием ребенка. Нарушается фонематическое восприятие у всех детей с нарушениями речи, которое находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что обусловлено общим развитием ребенка. Психическая функция отстает в своем развитии от нормы, характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Психическая функция отстает в своем развитии от нормы, характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Наблюдается низкий уровень оприко-пространственного гнозиса. Наблюдается низкий уровень оприко-пространственного гнозиса. Низкий уровень развития буквенного гнозиса. Низкий уровень развития буквенного гнозиса. Трудности в ориентировке в пространстве, в собственном теле. Трудности в ориентировке в пространстве, в собственном теле. Расстройства письма, речи, нарушение счета. Расстройства письма, речи, нарушение счета. Нарушение процессов перекодирования сохранной сементической программы в языковую форму. Нарушение процессов перекодирования сохранной сементической программы в языковую форму. Нарушение орального стереогиоза. Нарушение орального стереогиоза.

Внимание Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действии, дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, трудностями в планировании своих действии, дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. поиске различных способов и средств в решении задач. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. У детей с ОНР, ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. У детей с ОНР, ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными. Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными. Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Память Исследование мнестической функции (памяти) у детей с ОНР обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Низкие результаты с выраженными нарушениями восприятия формы, слабость пространственных представлений. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А. Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются, в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Исследование мнестической функции (памяти) у детей с ОНР обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Низкие результаты с выраженными нарушениями восприятия формы, слабость пространственных представлений. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А. Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются, в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия).