Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.
Как педагог реагирует на поведение обучающихся, зависит от «философии дисциплины», которую, осознанно или нет, проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.
Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанных с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанно выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками.
Учителя предъявляют к ученикам определенные требования и ожидают, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона чего от учителей ожидает ребёнок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы это всегда «улица со встречным движением»: учителя относятся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к учителям, ожидая от них... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: Распознать истинный мотив проступка. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников учитель, наверное, спрашивает себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение учеников, кем бы они ни были.
Три основных закона поведения: 1-й закон: ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: любое поведение учеников подчинено общей цели чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: - привлечение внимания; - власть; - месть; - избегание неудачи.
Остановлюсь более подробно на понимании мотива «плохого» поведения Привлечение внимания некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам понимать учителя. Власть некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок. Месть для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру. Избегание неудачи некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение, понимать реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.