Концепт, понятие, значение: сходства и различия Работу выполнили : Ипатов Сергей Грошева Анастасия Группа 311.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типология культурных концептов. Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие,
Advertisements

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Расхождение концептов в межкультурной коммуникации. Ключевые русские и американские концепты.
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Подготовил Голобородько Евгений.
Концептуальное мышление ребенка Автор: Елена Константиновна Маранцман.
Лекция 5. Типы языковых значений 1. Классификации языковых значений 2. Лексическая семантика 3. Грамматическая семантика.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Подготовила: Карымсакова К.Ш,Аман М.Б Проверила: Тойшыбаева Г.К.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТРАНТКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАФЕДРЫ РОМАНО - ГЕРМАНСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ АСТАПКИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТРАНТКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Транксрипт:

Концепт, понятие, значение: сходства и различия Работу выполнили : Ипатов Сергей Грошева Анастасия Группа 311

КОНЦЕПТ O Концепт O Концепт ( Е. С. Кубрякова ) - это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга (lingva mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. O Концепт O Концепт - культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико - семантическую парадигму, единица коллективного знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.

ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА: O Минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру ; O Основные единицы обработки, хранения и передачи знаний ; O Концепт имеет подвижные границы и конкретные функции ; O Основная ячейка культуры.

O Его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств.

O Предметной деятельности человека

O Мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами.

O Из языкового знания ( концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме ).

O Путем сознательного познания языковых единиц.

ПОНЯТИЕ O Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений в нашем сознании. O Понятие – мысль о предмете. Понятие – это ступень познания, отражение окружающей нас объективной действительности в нашем сознании, это сгусток многочисленных, уже добытых знаний о предмете, сжатый в одну мысль.

ПОНЯТИЕ O Понятие – это определенное представление, которое выражается посредством обобщения существенных признаков предмета или группы предметов и образует языковое единство. O Понятие – содержание значения слова. А слово, в свою очередь, языковая оболочка понятия.

КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O Концепт шире термина понятие, поскольку целое всегда объемнее, нежели его часть. ( П. Абеляр, М. В. Пименова, И. А. Стернин, В. И. Карасик и др.) O Рассматриваемые термины отождествляются. ( Н. Ю Шведова., М. В. Никитин, А. П. Бабушкин, А. А. Худяков и др.)

КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O Концепт шире понятия, так как он не сводим к формам рассудка, к чистым ло ­ гическим категориям. Сфера его проявлений более многообразна, она включает эмо ­ ции, интуицию, аффекты, чувства и т. п. Таким образом, концепт инкорпорирует в себя понятие в качестве одного из своих уровней. Пьер Абеляр ( )

КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O В. З. Демьянов « То, о чем люди дого ­ вариваются, их люди конструируют для того, чтобы " иметь общий язык " при обсужде ­ нии проблем ; концепты же существуют сами по себе, их люди реконструируют с той или иной степенью ( не ) уверенности. Иногда референты у терминов концепт и понятие совпадают » O Отличительной чертой классического понятия, по Е. К. Войшвилло, является его принципиальная безобраз ­ ность, « чистая рациональность », поскольку, понятие содержит только сущест ­ венные характеристики объекта. В то время как « концепт », в отличие от поня ­ тия, включает в себя не только описательно - классификационные, но и чувственно - во ­ левые и образно - эмпирические характе ­ ристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются.

ЗНАЧЕНИЕ O Значение ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения. У слов различают лексическое значение соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности, и грамматическое значение значение, выражаемое словоизменительной морфемой ( грамматическим показателем ). В узком смысле : Значением слова дубина является понятие об определенной категории предметов, которая выделяется из более общей, родовой категории « палок » на основе двух дифференциальных, т. е. отличительных признаков : « большой размер » и « большой вес ». В широком смысле : Значение слова дубина в русском языке входит не только информация об определенном классе предметов, называемая « лексическим значением », но и информация об устойчиво связанных с представлением об этом предмете свойстве « тупости », называемая коннотативным значением.

ЗНАЧЕНИЕ - КОНЦЕПТ O Оба явления – концепт и значение – когнитивной природы, оба представляют собой результат отражения и познания действительности сознанием человека. Однако, значение и концепт – продукты деятельности разных видов сознания – концептуаль ­ ного и языкового O Большинство исследователей отмечает, что так же, как и понятие, концепт не равен значению : концепт – единица концептосферы, значение – единица семантиче ­ ского пространства языка.

ЛИТЕРАТУРА O Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико - фразеологической семантике языка [ Текст ] / А. П. Бабушкин. – Воронеж : Изд - во Воронеж. гос. ун - та, – 104 с. O Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления : логико - гносео ­ логический ана ­ лиз [ Текст ] / Е. К. Войшвилло – М., O Войшвилло, Е. К. Понятие [ Текст ] / Е. К. Войшвилло. – М.: МГУ, O Залевская, А. А Психолингвистический подход к проблеме концепта [ Текст ] / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, – С. O Карасик, В. И., Слышкин, Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследова ­ ния [ Текст ] / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когни ­ тивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, – С. O Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс [ Текст ] / В. И. Кара ­ сик – М.: Гнозис, O Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие [ Текст ] / В. А. Маслова. – 2- е изд. – Минск : Тетра Системс, O Мыркин, В. Я. Понятие vs. концепт ; текст vs. дискурс ; языковая картина мира vs. речевая картина мира [ Текст ] / В. Я. Мыркин // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : Материалы Меж ­ дунар. науч. конф. / отв. ред. Т. В. Симашко. – Архангельск : Поморский гос. ун - т, – С. O Шведова, Н. Ю. К определению концепта как предмета языкознания [ Текст ] / Н. Ю. Шведова // Языковая личность : текст, словарь, образ мира. Сб. статей. – М.: Изд - во РУДН, – 544 с. – С.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!