Концепт, понятие, значение: сходства и различия Работу выполнили : Ипатов Сергей Грошева Анастасия Группа 311
КОНЦЕПТ O Концепт O Концепт ( Е. С. Кубрякова ) - это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга (lingva mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. O Концепт O Концепт - культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико - семантическую парадигму, единица коллективного знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.
ПРИЗНАКИ КОНЦЕПТА: O Минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру ; O Основные единицы обработки, хранения и передачи знаний ; O Концепт имеет подвижные границы и конкретные функции ; O Основная ячейка культуры.
O Его непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств.
O Предметной деятельности человека
O Мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами.
O Из языкового знания ( концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме ).
O Путем сознательного познания языковых единиц.
ПОНЯТИЕ O Понятие – это обобщенное отражение предметов и явлений в нашем сознании. O Понятие – мысль о предмете. Понятие – это ступень познания, отражение окружающей нас объективной действительности в нашем сознании, это сгусток многочисленных, уже добытых знаний о предмете, сжатый в одну мысль.
ПОНЯТИЕ O Понятие – это определенное представление, которое выражается посредством обобщения существенных признаков предмета или группы предметов и образует языковое единство. O Понятие – содержание значения слова. А слово, в свою очередь, языковая оболочка понятия.
КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O Концепт шире термина понятие, поскольку целое всегда объемнее, нежели его часть. ( П. Абеляр, М. В. Пименова, И. А. Стернин, В. И. Карасик и др.) O Рассматриваемые термины отождествляются. ( Н. Ю Шведова., М. В. Никитин, А. П. Бабушкин, А. А. Худяков и др.)
КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O Концепт шире понятия, так как он не сводим к формам рассудка, к чистым ло гическим категориям. Сфера его проявлений более многообразна, она включает эмо ции, интуицию, аффекты, чувства и т. п. Таким образом, концепт инкорпорирует в себя понятие в качестве одного из своих уровней. Пьер Абеляр ( )
КОНЦЕПТ – ПОНЯТИЕ O В. З. Демьянов « То, о чем люди дого вариваются, их люди конструируют для того, чтобы " иметь общий язык " при обсужде нии проблем ; концепты же существуют сами по себе, их люди реконструируют с той или иной степенью ( не ) уверенности. Иногда референты у терминов концепт и понятие совпадают » O Отличительной чертой классического понятия, по Е. К. Войшвилло, является его принципиальная безобраз ность, « чистая рациональность », поскольку, понятие содержит только сущест венные характеристики объекта. В то время как « концепт », в отличие от поня тия, включает в себя не только описательно - классификационные, но и чувственно - во левые и образно - эмпирические характе ристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются.
ЗНАЧЕНИЕ O Значение ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения. У слов различают лексическое значение соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности, и грамматическое значение значение, выражаемое словоизменительной морфемой ( грамматическим показателем ). В узком смысле : Значением слова дубина является понятие об определенной категории предметов, которая выделяется из более общей, родовой категории « палок » на основе двух дифференциальных, т. е. отличительных признаков : « большой размер » и « большой вес ». В широком смысле : Значение слова дубина в русском языке входит не только информация об определенном классе предметов, называемая « лексическим значением », но и информация об устойчиво связанных с представлением об этом предмете свойстве « тупости », называемая коннотативным значением.
ЗНАЧЕНИЕ - КОНЦЕПТ O Оба явления – концепт и значение – когнитивной природы, оба представляют собой результат отражения и познания действительности сознанием человека. Однако, значение и концепт – продукты деятельности разных видов сознания – концептуаль ного и языкового O Большинство исследователей отмечает, что так же, как и понятие, концепт не равен значению : концепт – единица концептосферы, значение – единица семантиче ского пространства языка.
ЛИТЕРАТУРА O Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико - фразеологической семантике языка [ Текст ] / А. П. Бабушкин. – Воронеж : Изд - во Воронеж. гос. ун - та, – 104 с. O Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления : логико - гносео логический ана лиз [ Текст ] / Е. К. Войшвилло – М., O Войшвилло, Е. К. Понятие [ Текст ] / Е. К. Войшвилло. – М.: МГУ, O Залевская, А. А Психолингвистический подход к проблеме концепта [ Текст ] / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, – С. O Карасик, В. И., Слышкин, Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследова ния [ Текст ] / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когни тивной лингвистики / Под. ред. И. А. Стернина. – Воронеж : ВорГУ, – С. O Карасик, В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс [ Текст ] / В. И. Кара сик – М.: Гнозис, O Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика : учеб. пособие [ Текст ] / В. А. Маслова. – 2- е изд. – Минск : Тетра Системс, O Мыркин, В. Я. Понятие vs. концепт ; текст vs. дискурс ; языковая картина мира vs. речевая картина мира [ Текст ] / В. Я. Мыркин // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира : Материалы Меж дунар. науч. конф. / отв. ред. Т. В. Симашко. – Архангельск : Поморский гос. ун - т, – С. O Шведова, Н. Ю. К определению концепта как предмета языкознания [ Текст ] / Н. Ю. Шведова // Языковая личность : текст, словарь, образ мира. Сб. статей. – М.: Изд - во РУДН, – 544 с. – С.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!