Речевое оформление сочинения. Урок 1. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ
К – 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
К – 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
К – 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 0 баллов. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
К – 6. Точность и выразительность речи. 2 балла. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
К – 6. Точность и выразительность речи. 1 балл. Работа экзаменуемого характеризуется точность выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя течи, но есть нарушения точности выражения мысли.
К – 6. Точность и выразительность речи. 0 баллов. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
Введение (вступление). Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы.
Начинать, что называется, "ab ovo" - например, с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя.
Вариантами начала вступления могут быть - цитата из анализируемого текста; - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или опровергнуть;
- вопрос, требующий разрешения; - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;
- наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
Примеры вступлений.
а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье...
в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то только источник обогащения.
Вступление
1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер. опасность
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод- огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником- промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
8. Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально- экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, её толкование.
Комментарий может содержать характеристику проблемы с точки зрения её актуальности, значимости для определённых кругов населения или для всех нас, причины её возникновения, отнесённости её к определённому типу проблем.
Возможно непосредственное обращение к тексту и применение цитат.
! Однако чрезмерное цитирование или подмена комментария пересказом не допускаются и оцениваются нулем баллов.
! Ошибка экзаменуемого может заключаться и в том, что он вычленяет одну проблему, а комментирует другую, поскольку не может сконцентрироваться на одном и невольно подменяет их или путается в понятиях.
! Такой подход свидетельствует о запутанности мыслей или о неумении правильно толковать текст и оценивается нулем баллов.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Как аргументировать свою позицию? В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.
СХЕМА: 1) тезис (положение, которое надо доказать); 2) аргументация (доказательства, доводы); 3) Вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Структура аргументации
Чаще всего используются следующие аргументы:
- ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;
- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
- факты, события; - примеры из личной жизни и жизни окружающих; - примеры из художественной литературы.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Основные ошибки, которые допускают экзаменуемые, приступая к аргументации:
Подмена тезиса: экзаменуемый выражает собственное мнение относительно одной проблемы, а доказывает мнение относительно другой;
Выдвижение в качестве тезиса «прописных истин», в справедливости которых никто не сомневается;
Отсутствие связи между доводом и тезисом;
Приведение аргументов, которые не обосновывают заявленную позицию (уводят от тезиса) и не служат основанием для вывода;
Неумение привести 2 веских довода, что связано с непониманием исходного текста, позиции автора, несформированностью собственной позиции по данной проблеме или маленьким жизненным опытом экзаменуемого;
Приведение в качестве доводов только конкретных примеров из жизненного или читательского опыта (иллюстраций) без выявления их обобщающего смысла;
Неупорядоченное расположение доводов;
Неумение подкрепить довод конкретным примером, разъяснить, растолковать, прокомментировать его или приведение в пример банальных, неинтересных, сугубо личных случаев;
Отсутствие связок между доводами, вследствие чего размывается граница между отдельными мыслями;
Запутанная или неполная формулировка доводов;
Отсутствие вывода.
Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы, как… Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!
При формулировке позиции можно использовать следующие выражения:
Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…
При изложении собственной точки зрения и её аргументации востребованными могут быть следующие фразы:
Автор обратился к данной проблеме неслучайно… Я часто задумываюсь над… По моему мнению, вопросы, которые подняты в тексте, были всегда актуальны, т.к. … В целом, я согласен с автором текста, однако…
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что… Не во всем могу согласиться с автором текста, Трактовка проблемы автором кажется мне необычной…
Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны… (с другой стороны…), Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы: во-первых, во- вторых… Доказательством этой мысли может служить тот факт…
С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во- первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.
Я полностью согласна с мнением N:...(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными.
К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) "..." показал (отразил, выразил), как... (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги).
Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).
(тезис-вывод в виде утверждения), потому что...(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что... (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).... (свое размышление).
Автор считает, что… Автор глубоко убеждён в том, что… С автором трудно спорить относительно… Позиция автора сформулирована весьма чётко:… Позиция автора такова, что… Автор выступает против того, чтобы…
Завершение сочинения
Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;
может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения)
Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется.
Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»;
например: «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.
Заключение.