Формирование УУД в начальной школе на содержании учебного предмета « математика».
Задания к теме 1. Перечислите УУД, формирование которых предусматривает введение ФГОС начального образования.
УУД младшего школьника Личностные: - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, - учебная самостоятельность младшего школьника.
Метапредметные умения - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -планировать, контролировать и оценивать свои предметные действия; -осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - создавать модели изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач ;
Предметные математические умения. описание и объяснение мат. объектов, процессов, количественных и пространственных отношений; применение математических знаний для постановки и решения познавательных, учебно-практических задач; моделирование мат. отношений, способов предметных действий, работа с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
представление, анализ и интерпретация данных и процессов, запись и выполнение алгоритмов действия, прикидка и оценка; выполнение арифметических действий с числами и числовыми выражениями; решение текстовых задач; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур;
Задания 1.Что с Вашей точки зрения является содержанием учебного предмета «математика»? 2.Какие математические знания, действия формирует такое содержание? 3.Как это согласуется с требованиями нового ФГОСа? Задания
2.Содержание учебного предмета «математика» 2.1. Что является предметом математики? 2.2. Назовите математические понятия, изучаемые в начальной школе Какие математические отношения изучают учащиеся начальной школы? 2.4. Определите математические отношения, которые фиксируются понятиями: число, величина, геометрическая фигура (прямая, кривая, угол, треугольник), числовой луч На каких предметных основаниях осуществляются арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления?
3. Какие операции выполняет школьник, осуществляя предметные действия: решение задачи, сложение многозначных чисел, умножение? 4. Как учитель может проверить, что школьник понимает сущность изучаемых понятий? Например: многозначное число, предыдущее и последующее число, числовая прямая, умножение, компоненты арифметических действий.
Основные пед. техники. Организация : учебной деятельности мл. шк. (детских действий целеполагания, контроля и оценки, рефлексии, мыслительных действий : наблюдения, моделирования, смыслового чтения); работы в малой группе; учебного сотрудничества; обсуждения вариантов выполненных заданий.
Задание, входящее в итоговый контроль Составьте тематическое планирование по одной из тем, выбрав схему планирования: Введение понятия «Величина», «Введение понятия «Число», «Многозначное число», Действие умножения Математическая задача
Формирование предметных умений А. умение описывать и объяснять математические объекты и отношения. 1.Выполните задания и определите их функции: 1. Опишите сущность числа 246 (Нарисуйте это число, изобразите его схемой, формулой). 2. Распределите по группам компоненты арифметических действий: разность, произведение, слагаемое, делитель, уменьшаемое, сомножитель, сумма, делимое, вычитаемое, частное.
3. Определите величины среди записей: 3 яблока, 40, 7 м, 5 кг, 2 десятка, 700, 7 шт., 3 сотни, длина стола, возраст Пети, форма стола. По каким признакам различаете число и величину? 4. Сравни выражения: Н + 6 …. Н + 2 на …. Н + Л …. Н – Л на …. Н – К …. Н – Е на ….
5. Найдите на рисунке числовые прямые: 0 а) 4 б) 6 4 в) г) Определите последующее и предыдущее число для чисел: Z; 76; ;
Задания 2.Сконструируйте математические задания, формирующие понимание сущности одного из математических понятий: число, многозначное число, предыдущее и последующее число, умножение. 3. Как учитель может проверить, что школьник понимает сущность изучаемых понятий?
Б. Формирование умения выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями 2.Выполните задания, определите их функции: 2.1.АБГД – ГД + М = Е К О О + А – Б = 2.2. Сравните : 15 А …14 А на … 4Б …. 6 Б на … Найдите значения выражений : х 4859 – х 4858 = 9898 х х 19 = J х х J =
В.Формирование умения решать задачи. Сделайте анализ задач,решите их: 1. Квора тора 15 моров, что кварше дора в 3 раза. Какова квора дора? 2. Кунта копа 2 лопа. Какова кунта топа, если он кунтше копа на 15 лопов. Какие операции выполняет школьник, осуществляя действие «решение задачи»? Выделите этапы формирования умения решать задачи. Сконструируйте задания, формирующие это умение.
Формирование метапредметных умений. А. Формирование умения моделировать способы предметных действий, математические отношения. Перечислите действия, которые выполняет ребёнок при моделировании. При необходимости используйте текст: «Действие моделирования».
Действие моделирования В образовательном процессе педагог создает условия, в которых школьник осваивает действие моделирования как способ построения модели, ее преобразования и использования. При этом ученик выполняет действия: -замещает конкретные свойства предметов, свои предметные действия, тексты фишками, геометрическими фигурами, специально изготовленными предметами, буквами, терминами, рисунками, которые позволяют наглядно выделить искомое отношение в предмете или явлении;
-выполняет действия с заместителями, это приводит к обнаружению свойств выделенных отношений; -интерпретирует действия с конкретными предметами, фиксируя их чертежом, схемой, таблицей, формулой, «сказочными» цифрами и т.д., что создает условия для обобщения; -«читает» модель, т.е. выполняет предметные действия по модели, называет отношения, фиксируемые моделью, т.е. проводит анализ математического,. содержания; - преобразует модель, выражая те же предметные действия и отношения в другой форме и в других условиях, т.е. конкретизирует содержание модели в различных условиях.
Выполните задания и определите их функции а) Найти значения выражений: - = + = - = б) какие записи соответствуют рисунку? 20 : 4 = = : 5 = в) по схеме составь текст задачи и уравнение : х с ______а________________________________ к
Г.Формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 1.Представьте операционный состав детского действия целеполагания. Действие целеполагания: - столкновение с невозможностью выполнить практические действия (ситуация, когда освоенный способ действия не работает); - осознание причины неуспешного действия; - определение направления движения: чему надо учиться, какие шаги нужно для этого сделать (постановка задачи и программа действий).
Методические приёмы формирования действия целеполагания: 1.показ возможного движения в изучаемом материале. 2.создание учебной ситуации; 3. использование содержательной оценки как способа выдвижения цели.
1.На примере темы «Действия с числами» покажите приёмы формирования детского действия целеполагания. 2.Задание 2. Спроектируйте этап целеполагания урока математики по одной из тем.
Д. Формирование детского действия контроля и оценки. Что есть действие контроля? Оценки? Представьте их операционный состав. Методические приёмы формирования детского действия контроля и оценки: 1.Создание психологически комфортных условий, формирование базисного доверия, общей самооценки школьника
2. Создание условий для выделения и осознания школьниками операционного состава каждого предметного действия. 3. Введение схематических средств контроля и оценки, показывающих ребёнку, какие из операций действия он уже умеет выполнять, а какие пока не умеет, чему ещё надо учиться и какова доля успешно выполненных операций действия.
Задание. Оцените умение ученика складывать многозначные числа Какие критерии оценки выбрали?