Основы автоматизированного проектирования информационных систем. Лекция 3 Предмет управления: определение информационных потребностей организации, обеспечение создания эффективных информационных систем для удовлетворения информационных потребностей организации, создание необходимой организационной и технической базы для информационной системы.
Определение информационных потребностей организации Информационная потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. В организации информационная потребность заключается в недостатке информации для принятия обоснованного решения на всех уровнях управления.
Определение информационных потребностей организации Информационные ресурсы участвуют в удовлетворении материальных, духовных и трудовых потребностей, в которые информация входит как один из непременных компонентов Удовлетворение информационных потребностей компании, позволит улучшить управляемость, повысить оперативность оценки ситуации, и как следствие повысить качество взаимоотношений с поставщиками и потребителями.
Обеспечение создания эффект. ИС для удовлетворения инф. потребностей организации Актуальность: одна из важнейших целей любого бизнеса на сегодняшний день - создание информационной системы, охватывающей все предприятие с возможностью доступа к архиву документов, управление бизнес-процессами, получение наиболее адекватной информации для поддержки принятия решений, планирование, мониторинг контактов с внешним миром.
Обеспечение создания эффект. ИС для удовлетворения инф. потребностей организации Поэтому на начальном этапе создания и внедрения ИС в организации необходимо определить сферы в которой она принесет наибольшую выгоду, собрать информацию от будущих пользователей данной системы. Привлечь к работе наиболее инициативных для того чтобы на этапе разработки ИС учитывать их пожелания и после завершения работ доверить им продвигать систему «в массы»
Обеспечение создания эффект. ИС для удовлетворения инф. потребностей организации На основании практики внедрения ИС в организациях наилучшие варианты систем получаются при разработке под нужды организации, а не использовании уже готовых вариантов систем. Во-первых учтены все пожелания пользователей, во-вторых не страдает организационная структура организации, в-третьих могут быть использованы уже существующие в организации наработки.
Создание необходимой организационной и технической базы для ИС Организационное обеспечение совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико- экономическое обоснование ее эффективности; разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Создание необходимой организационной и технической базы для ИС Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др.
Создание необходимой организационной и технической базы для ИС Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы: общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению; специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения; нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Создание необходимой организационной и технической базы для ИС К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе мощных серверов. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Централизованное расположение информационной системы: достоинства и недостатки. Децентрализованное расположение: достоинства и недостатки.
Централизованное и децентрализованное расположение ИС Различают централизованную, децентрализованную технологии обработки данных. При централизованной обработке данных на одном сервере находится единственная копия базы данных. Все операции с базой данных обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса и удаленной транзакции. Децентрализованная организация обработки данных предполагает разбиение на функциональные подсистемы, расположенные на рабочих местах пользователей. Каждый клиент пользуется копией исходной информацией из общей базы данных.
Централизованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Применение удаленных запросов приводит к обработке информации непосредственно на сервере и у пользователя не доступа к исходной информации представляющей коммерческую тайну, данные полученные в результате обработки имеют компактный размер и без особого труда могут быть доставлены пользователю к месту его текущего нахождения: на рабочее место, домой, по сети интернет к месту командировки.
Централизованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Достоинства такой структуры: создается принципиальная возможность реализации глобально-оптимального управления системой в целом, поскольку каждое управляющее воздействие вырабатывается на основе всей информации о системе; достаточно просто реализуются процессы информационного взаимодействия; исключается необходимость в пересылках промежуточных результатов процессов управления; достаточно легко осуществляется корректировка оперативно изменяющихся данных; возникает возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избыточности технических средств.
Централизованное расположение ИС: достоинства и недостатки. С системотехнической точки зрения основными недостатками структуры с централизованным управлением являются: необходимость для органа управления собирать, запоминать и обрабатывать чрезвычайно большие объемы информации; необходимость наличия запоминающих устройств очень большого объема; необходимость использования вычислительных средств очень высокой производительности; чрезвычайно высокие требования по надежности ко всем элементам технического обеспечения и ко всем элементам программного обеспечения, потому что выход из строя любого элемента приводит к выходу из строя всей системы; высокая суммарная протяженность и перегруженность каналов связи при наличии территориально разнесенных объектов управления.
Централизованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Недостаток такой организации проявляется при увеличение числа рабочих мест, это приводит к замедлению принятия решений, что вызывает необходимость применения мощного сервера, способного одновременно удовлетворить все запросы пользователей.
Децентрализованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Обработке информации полученной из хранилища осуществляется непосредственно на рабочем месте пользователя что позволяет использовать в качестве сервера менее мощный компьютер. Недостатком данного подхода является то, что исходная информация становится доступной в компьютерной сети.
Децентрализованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Децентрализованное управление предполагает распределение функций управления по отдельным элементам сложной системы Построение системы с такой структурой возможно только в случае независимости объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и иным ресурсам. Для выработки управляющего воздействия на каждый объект необходима информация только о состоянии этого объекта и безразлична информация о состоянии других объектов. Фактически децентрализованная структура представляет собой совокупность нескольких независимых систем, каждая из которых обладает своей информационной, алгоритмической, технической и прочими базами. По сравнению с централизованным у децентрализованного управления имеются очевидные недостатки: возможная разность управления при одинаковых объектах управления; высокая стоимость системы управления; сокращение перерабатываемой информации может привести к снижению качества управления.
Централизованное и децентрализованное расположение ИС Расширение масштабов деятельности организации неизбежно ведет к необходимости отказа от централизованных решений в пользу децентрализации, перехода к групповой работе. В централизованном виде управления существует еще одна разновидность управления так называемая централизованная рассредоточенная структура. В ней сохраняются все свойства и особенности принципа централизованного управления, а именно: выработка управляющего воздействия на каждый объект управления осуществляется на основе информации о состоянии всей совокупности объектов управления. Однако в отличие от полностью централизованной структуры она не имеет четкой локализации в едином управляющем органе.
Централизованное и децентрализованное расположение ИС Достоинства такой структуры: снижение требований к объемам памяти, производительности и надежности каждого управляющего органа без снижения качества управления; суммарная протяженность и стоимость каналов связи в такой системе может быть снижена. К недостаткам следует отнести: усложненность информационных процессов вследствие необходимости обмена данными между центрами обработки; сложность корректировки хранимой в памяти системы информации; значительная избыточность технических средств и, следовательно, повышение расходов на их приобретение, монтаж и эксплуатацию; сложность синхронизации процессов обмена информацией.