Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.
1. Развивать понятие « фотосинтеза » как основополагающего энергетического процесса на Земле, сформировать представления о световой и темновой фазах. 2. Обосновать космическую роль зеленых растений. 3. Развивать логическое мышление ( умение анализировать, сравнивать, делать выводы ). 4. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом и рисунками. 5. Показать значимость знаний биологии. Цели:
« Зеленый лист, или, вернее, микроскопическое зеленое зерно хлорофилла является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на земле. Растение посредник между небом и землею. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электричества. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта ». К.А. Тимирязев о космической роли зеленых растений.
Термины: фотосинтез автотрофы гетеротрофы метаболизм хлоропласты АТФ
Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами ( сапротрофное питание, паразитизм, хищничество ) гетеротрофы
Биосинтез, происходящий при использовании световой энергии, называют фотосинтезом. Организмы, способные к фотосинтезу, называют фотоавтотрофами ( растения, цианобактерии ). Биосинтез, происходящий за счет энергии, выделяемой при окислении неорганических веществ, называют хемосинтезом. Организмы – хемоавтотрофами ( серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие ). (1887 Виноградский С. Н.) автотрофы
Как лист приспособлен к функции фотосинтеза ? Клеточное строение листа
хлоропласты строение функции двумембранный органоид, стопки-граны содержат хлорофилл, в матриксе есть ДНК и РНК. превращение энергии света в энергию АТФ, синтез углеводов. Могут делиться независимо от деления клетки.
Метаболизм (обмен веществ и энергии) – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих её процессы жизнедеятельности. Анаболизм (ассимиляция, пластический обмен) – биосинтез сложных органических веществ из простых с потреблением энергии. Катаболизм (диссимиляция, энергетический обмен) – распад органических веществ с высвобождением энергии.
Распределите процессы на световую и темновую фазы : 1) фотолиз воды ; 2) синтез АТФ ; 3) использование энергии АТФ на синтез углеводов ; 4) соединение водорода с переносчиком НАДФ + ; 5) полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала ; 6) восстановление потери электрона в молекуле хлорофилла ; 7) образование молекул кислорода ; 8) возбуждение электрона в молекуле хлорофилла. ЗАДАНИЕ
Световая фаза Темновая фаза Какие процессы происходят ? Результат этих процессов. Источник энергии Где происходит процесс ? Используя текст учебника и рисунки, сравните фазы фотосинтеза Фазы фотосинтеза
Световая фаза Темновая фаза Какие процессы происходят ? 1. Поглощение волны света красной и синей частей спектра 2. Электрон хлорофилла переносится на более высокий уровень 3. Фотолиз воды Поглощение СО 2 Использование энергии АТФ НАДФ - Н 2 Результат этих процессов. Энергия электрона расходуется на синтез АТФ 2 е - +2 Н + + НАДФ + НАДФ - Н 2 2 Н 2 О свет 4 Н + +4 е - + О 2 Синтез С 6 Н 12 О 6 Полимеризация Источник энергии СолнцеАТФ Где происходит процесс ? Граны хлоропластов ( на мембранах талакоидов ) Строма Проверка выполнения задания Фазы фотосинтеза
1. Почему биосинтез углеводов назвали фотосинтезом ? 2. Почему этот процесс называют сложным и многоступенчатым ? 3. Почему при фотосинтезе образуются молекулы глюкозы, а затем синтезируются полисахариды ? 4. Почему фотосинтез называют процессом, консервирующим солнечную энергию для ныне живущих и будущих поколений ? 5. В чем сходство и отличие биосинтеза белков от биосинтеза углеводов ? Контроль
СПАСИБО!
1. УМК Основы общей биологии Пономарева И. Н. Симонова Л. В. Кучменко В. С. Козлова Т. А. Вентана - Граф Основы общей биологии Беляев Д. К. ОАО Московские учебники Журналы Биология в школе 4. OCR Timiryazev.Ru 5. Таблицы по биологии издательства Дрофа Используемые материалы
Учитель биологии ГБОУ СОШ 1455 г. Москвы Куратцева Н. А. Автор презентации