Презентацию составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 491 с углублённым изучением математики Белко Г.С.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ЦАРСКОЕ СЕЛО Франц Антон фон Герстнер Царскосе́льская желе́зная доро́га первая железная дорога общественного пользования в России единственная в стране, 6-я в мире.
Торжественное открытие Проезд Императора Николая I по Царскосельской железной дороге 30 октября 1837
На железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз. Вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно «шарабаны», «берлины», «дилижансы Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами»: это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Паровоз «Ракета» Стефенсона.
Паровоз "Проворный". Построен на заводе Стивенсона "Берлин" "Дилижанс" "Шарабан"
Поезд Царскосельской железной дороги
Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено так: Поезда с конечных станций отправлялись одновременно, и пройдя половину пути, расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Время поездки было равно 42 минутам, средняя скорость движения 32 км/час.
Крафт Николай Осипович русский инженер, генерал-майор Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой Павел Петрович Мельников первый министр путей сообщения России
Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой рисунок середины 19 века 1851
Никола́невская желе́зная доро́га построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году. Строительством дороги руководил назначенный в 1842 году Главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями граф Пётр Андреевич Клейнмихель. Николаневская дорога явилась первой двухпутной казённой железной дорогой в России и положила начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. Она была сооружена в годах между Петербургом и Москвой, её протяжённость составила 604 версты (645 км).
Первый русский паровоз
Вагон 1-го класса Николаевской железной дороги в 1919 г.1919
"очень солидно - все камень, кирпич и чугун, потолки помещений … покрыты смелыми и красивыми сводами..". А. Петцольт Санкт-Петербургская пассажирская станция г. К. А. Тон
Московский «Бывший Николаевский» вокзал Санкт - Петербурга
"1-е ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России"
Создание в Петербурге конно-железной дороги 1860
В 80-х годах лошадей попытались заменить паровозами, были проведены испытания и даже проложены две специальные линии.
С 1907 года городские конки стали постепенно заменять трамваями
Современные локомотивы
Вокзалы Санкт-Петербурга Московский вокзал Здание Николаевского (Московского) вокзала построено в 1847–1851 годах по проекту К.А. Тона, при участии К.А. Желязевича. В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. Собственно, именно после появления Московского вокзала из перекрёстка Невского проспекта и набережной Лиговского канала появилась Знаменская площадь. Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце нового железнодорожного пути (Ленинградский вокзал).
Финляндский вокзал В 1862–1870 годах была проложена Финляндская железная дорога. По контракту она после сдачи в эксплуатацию стала принадлежать Финляндии. Это привело к тому что на железной дороге вплоть до 1917 года работали только финны. В 1870 году по проекту П.С. Купинского севернее Симбирской улицы (ныне Комсомола) было построено здание Финляндского вокзала. Главный вход в него был со стороны западного фасада, здесь возникла небольшая привокзальная площадь. Железнодорожные пути подходили к Неве, где расположилась товарная станция.
Витебский вокзал Витебский вокзал является конечной станцией первой русской железной дороги. Она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом, называлась Царскосельской, также назвали тогда и Витебский вокзал. Дорога строилась под руководством профессора Венского Политехнического института Франца Антона фон Герстнера, по его плану вокзал должен был находиться на берегу Фонтанки. Однако средств хватило только на строительство самой дороги и вокзала в Царском Селе, планируемые затраты на сооружение железной дороги были значительно превышены. Тогда было решено построить временную станцию на Семёновском плацу у Загородного проспекта, что и было сделано.
Балтийский вокзал Балтийский вокзал был построен у Обводного канала в 1853–1857 годах. Железнодорожный узел из Санкт-Петербурга в Петергоф строился во время Крымской войны, из-за нехватки государственных средств его возводили на деньги барона А. Штиглица. Проект здания вокзала разработал архитектор Александр Иванович Кракау. Он взял за основу часть здания Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли с полукруглой на двускатную. В левом флигеле разместились царские апартаменты, в правом помещения для обычных пассажиров. Под дебаркадером было обустроено два пути и три платформы. В витраже на центральном фасаде разместили уличные часы фирмы «Павел Буре».
Ладожский вокзал История железнодорожных путей у Заневского проспекта ведётся с 1912–1914 годов, когда здесь прошла соединительная ветка между Николаевской и Финляндской железными дорогами. Близ деревни Яблоневка дорога прошла по территории бывшей дачи Долгоруковых, от которой взяла название находившаяся здесь железнодорожная станция «Дача Долгорукова». В течении более чем 130 лет в Санкт-Петербурге было пять вокзалов, построенных во второй половине XIX века. Ладожский вокзал же открыт к 300-летию города, в 2003 году. Архитектор здания Никита Игоревич Явейн. В отличие от остальных петербургских вокзалов, которые являются тупиковыми, Ладожский транзитный