Активные методы обучения на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Лащикова Ирина Ивановна МАОУ гимназия 32 6 ноября 2014 г.
Методы обучения 1. Пассивные методы 2. Интерактивные методы 3. Активные методы
Пассивный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.
Активный метод форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Принципы индивидуализации гибкости элективности контекст насти сотрудничества взаимообучения проблемности.
Причина Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.
Следствие При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активизация обучения посредством совершенствования форм и методов обучения посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.
интерактивное обучение дает ученику : - развитие личностной рефлексии; - осознание включенности в общую работу; - становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; - развитие навыков общения; - принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; - повышение познавательной активности. классу: - формирование класса как групповой общности; - повышение познавательного интереса; - развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Классификация активных методов обучения дискуссионные методы игровые методы:
игровые методы Дидактические игры творческие игры деловые игры ролевые игры (поведенческое научение)
дискуссионные методы групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.
Активные методы Круглый стол (дискуссия, дебаты) Мозговой штурм Деловые и ролевые игры Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) Мастер класс
ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ творческие задания; работа в малых группах; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально- психологический тренинг; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; сократический диалог; метод «Займи позицию»; групповое обсуждение; метод «Дерево решений»; метод «Попс-формула» и д.р.
Пассивный метод
Активный метод
Интерактивные методы
Отличия В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности ученика на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает, материал).
заключение Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах