Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению
Психологическая готовность ребенка к обучению Интеллектуальная Мотивационная Эмоционально- волевая Социально- личностная
Интеллектуальная готовность Достаточный уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи) и уровень развития мелкой моторики и зрительно- моторной координации. запас знаний ребенка об окружающем мире. К 7 годам ребенок должен знать: Свою фамилию, имя, отчество свой адрес и название населенного пункта, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели и т. д.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но и учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новой позицией – позицией школьника. Советы родителям: Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные истории, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывая о школьных порядках и правилах, устроить малышу экскурсию по школе, где он будет учиться.
Умение управлять своими эмоциями. Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением. Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности. Эмоционально-волевая готовность
Социально-личностная готовность включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу) умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других) отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки), к школе, к учителям, к учебной деятельности умение подчиняться принятым нормам и правилам
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: -Восприятие - Внимание - Мышление - Память - Воображение - Речь
От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной деятельности и успеваемость ребенка. Непроизвольное внимание Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно (свойственно дошкольникам) Произвольное внимание Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется (необходимо школьникам) Игры и упражнения, направленные на развитие внимания Игры и упражнения, направленные на развитие внимания: - Найди одинаковые предметы (картинки) - Найти отличия между картинками - Лабиринты - Найди и вычеркни - Пазлы - Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.) - Игра «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить» - Рисование по точкам и др. Внимание
Упражнения со сказками, рассказами : -Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них пропущена + развивается мышление -Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый) -Придумывание сказок, рассказов, стихов Игра «Словотворчество» (Дж. Родари) Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро, анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких знакомых слов. Например: «микро гиппопотам» - выращивается дома, в аквариуме Упражнение «Способы применения предмета» Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Игра «Дорисуй» Упражнение «придумай предложение» Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или рассказ/сказку), в котором используются все эти слова Воображение
Игра «Четвертый лишний» Упражнение «Раздели на группы и скажи почему» Игра-упражнение «Продолжи ряд» Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …, …). Упражнение «Расскажи рассказ по картинкам»+ воображение +речь Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и составить рассказ. Головоломки, ребусы, загадки и т.п. Настольные игры: шашки, шахматы, домино Мышление
Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память Перед ребенком на 1 мин. Ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться. Убирают одну игрушку (или переставляют) и спрашивают: «Что изменилось?» Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки). Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил. Упражнение «Запомни картинки (слова)». Ребенку предлагается запомнить 10 картинок (или читаются слова) в течение 2 минут. Затем вспомнить. Пересказывание сказок, рассказов, мультфильмов, заучивание стихов. Память
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!