Проектирование систем оценивания достижения планируемых результатов Кейс 3. Технологии проектирования
Функциональные критерии СО достижения планируемых результатов 1. Определены основные направления и цели оценочной деятельности 2. Ориентация на реализацию требований ФГОС к результатам обучения 3. Обеспечен комплексный подход к оценке результатов 4. Обеспечена оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся 5. Предусмотрено использование разнообразных методов и форм оценки 6. Описана организация и содержание ГА, промежуточной аттестации в рамках УРОЧНОЙ и ВНЕУРОЧНОЙ деятельностей, итоговой оценки по предметам, не выносимым на ГА
Структура СО ПРСО И R Э Целевые установки Структура оценочной ( экспертной ) Де Как ? Через что ? Самооценка. Прозрачность и доступность критериев. Кто оценивает ? Когда ?
Что проектируем ? Итоговое оценивание ( что будет итоговой оценкой достижения результатов ?) Аккредитационные и лицензионные параметры Соответствие требованиям : минимальная оснащенность, сан ПиН, безопасность … Внешнее оценивание Технологии Параметры Методики Пакет инструментария Процесс конвертации результатов … Внутреннее оценивание КС ГА ? ?
Современные подходы к созданию СО Независимость, открытость и прозрачность систем внутренней и внешней оценки качества образования Рейтинговые публикации результатов Информационное сопровождение результатов оценки Использование возможностей сети Интернет Функция педагога - управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты Поиск равновесия между раскрепощением технологической стороны обучения и жесткими, едиными требованиями к качеству подготовки выпускников Сочетание много балльных ( иных ) шкал оценивания с классической 5- балльной шкалой в качестве основы Мониторинговые исследования
Принципы педагогического оценивания Связь всех направлений образовательного процесса : урочная - внеурочная Де, образовательная - воспитательная Де ; базовый – профильный уровни и т. д. Объективность, справедливость и открытость : корреляционный коэффициент, стандарт измерительной ошибки, низкоинферентные оценки ( индифферентность – уровень восприятия ) Надежность, эффективность, валидность оценки. Системность и всесторонность ( достижение личностного результата ) Максимальное уменьшение интерсубъективных воздействий исследователей за счет обеспечения объективности проведения измерения, обработки данных, интерпретации результатов измерения Операционализация объекта измерения : системы эмпирических индикаторов
Понятия в СО Результат педагогического измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака Методика оценивания по пятибалльной шкале Тестовая методика Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта Образовательный мониторинг - постоянное наблюдение за процессом образования с целью выявления его соответствия желаемому результату и прогнозирования развития системы образования Валидность измерения
Валидность измерения - характеристика показывающая то, что данная методика позволяет измерять действительно требуемые критерии ( характеристики ) исследуемого педагогического явления Типы валидности : содержательная валидность - соответствие диагностического материала программе и основным целям обучения в контролируемой предметной области, группе учащихся ; критериальная валидность - достаточный уровень корреляции результатов тестирования по отдельным заданиям и по всему тесту в целом ; техническая валидность - обеспечение достаточного числа эквивалентных форм измерителей ( вариантов заданий, вопросов ), предотвращающих возможность механического заучивания правильных ответов.
Типология оценочных процедур ( проект ИПОП « Эврика » гг.) « Тест достижений » – оценочная процедура ( ретроспективная оценка ) по завершению основной и старшей ступеней образования ( ГИА, ЕГЭ ). Цель – оценить выполнение ФГОС ООО. Процедура носит нормативный характер. Выделение двух уровней : базового и предпрофильного ( ГИА ); школьного и вузовского ( ЕГЭ ) « Прогностический тест ( тест готовности )» - оценочная процедура ( прогностическая оценка ), проводится на переходах с одной ступени на другую (1,5,10 классы ), в 7 классе ( переход от младшего подростка к подростковому возрасту. Цель – определить уровень готовности учащихся к обучению на следующем этапе. Исключительно критериальная шкала оценивания. Результаты необходимы для проектирования « зоны ближайшего развития учащихся »
Типология оценочных процедур ( проект ИПОП « Эврика » гг.) « Тест успешности ( прогресса )» - промежуточная аттестация школьников. Цель процедуры – фиксация индивидуального прогресса у учащихся в предметных образовательных результатах ( уровневый характер ) « Диагностический тест » – рефлексивная оценка в ходе изучения того или иного учебного предмета ( формирующее оценивание ). Цель – « точечная » диагностика сформированности УУД, используется бинарное оценивание « Экспертная оценка образовательного события » - оценочная процедура ( экспертная оценка ), проводится за пределами класса, урока и носит межвозрастной и межпредметный характер. Цель – оценить формирование у учащихся метапредметных и личностных результатов
Типология оценочных процедур ( проект ИПОП « Эврика » гг.) « Оценка внеучебных достижений » – оценочная процедура ( публичная оценка ), проводится в двух формах : портфолио и публичное представление своих достижений « Мониторинговые исследования » – оценочная процедура, связанная с наблюдением за состоянием образования по определенным постоянно действующим параметрам в определенное время. Цель – оценивать текущее состояние для определения последующих шагов. Результаты обязательно сравниваются с предыдущими подобными замерами и на основе делаются выводы и рекомендации по состоянию исследуемого объекта.
Шкалирование ответов Варианты конкретных ответов учащихся Принципиальные характеристики уровня владения понятием 0 баллов Отрезок занимает большую площадь Школьник опирается на зрительное восприятие площади. Он видит в отрезке полоску, имеющую длину и ширину. Он не понимает, что в отличие от площади отрезок может иметь только линейные измерения. Ребенок сравнивает линейную и плоскостную величины, что недопустимо. 1 балл Прямоугольник имеет большую площадь Параметры отрезка и прямоугольника не указаны. Школьник опирается на зрительное восприятие площади. Он видит в отрезке полоску, т. е. не лишает его ширины, которая меньше ширины прямоугольника. 2 балла Прямоугольник имеет большую площадь. Указаны параметры отрезка и прямоугольника Школьник правильно указывает качества отрезка и прямоугольника, но не простроено отношение между линейной и плоскостной величинами. 3 балла Нельзя сравнить, т. к. площадь имеет только прямоугольник. Указаны параметры отрезка и прямоугольника Школьнику понятна такая сущность как площадь. Он ее воспринимает идеально. Он понимает, что отрезок площади не имеет.
Уровень владения понятием Уровень Оценка в баллах I Слабое владение операциями нахождения площади 0-9 II Алгоритмический уровень III Уровень эмпирического понятия IV Первый переходный уровень к теоретическому понятию 14 V Второй переходный уровень к теоретическому понятию VI Теоретическое понятие 17-18
Кейс 1. Понятие « оценивание » Кейс 2. Инструментарий. Параметры инструментария. Механизмы применения и изменения инструментария Кейс 3. Технологии проектирования Кейс 4. … Кейс 1. Понятие « оценивание » Кейс 2. Инструментарий. Параметры инструментария. Механизмы применения и изменения инструментария Кейс 3. Технологии проектирования Кейс 4. … Системы оценивания планируемых результатов