РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: МАРГЕЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УЧЕНИК 10 КЛАССА МОБУ «СОШ 1 ИМ. А. П. ГАЙДАРА» П. АРХАРА, АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ: РОЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ «Староверы их вера и обычаи»
Староверы - выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов (отсюда название) Старообрядцы – это не совсем староверы. Старообрядцы, сохраняя древнее благочестие к традициям предков и наследуя многое из того, что знали ведуны и ведуньи.
Цель работы: Рассмотреть историю, жизненный уклад, обычаи староверов. Задачи: 1) Обобщить имеющийся исторический материал по данной теме для реализации цели исследования; 2) Рассмотреть жизненный уклад и обычаи староверов; 3) Изучить семейные и музейные документы, фотографии староверов. Гипотеза: нами было предположено, что староверы нисколько не изменили свой традиционный уклад жизни.
Методы исследования: 1) Информационный - Работа с энциклопедиями, сайтами, в библиотеках; 2) Анализ литературных источников, архивных и семейных документов, фотографий. 3) Поисковый - Сбор, систематизация и обобщение накопленной информации в виде поисковой работы.
Объект исследования: староверское и старообрядческое население южной части Дальнего Востока. Предмет исследования: этнокультурные процессы, наблюдавшиеся в хозяйственной деятельности, семейном, материальном и духовном быту старообрядцев- дальневосточников.
Церковный раскол Церковная реформа патриарха Никона предпринятая в 1650-х 1660-х годах и направленная на изменение существовавшей тогда в Москве обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Раскольники Те, кто не захотел принимать эти изменения, стали называться «раскольниками» вплоть до 1905 г. Они считали себя лишь в полной мере православными христианами. Не приняв новых изменённых правил русской Церкви, они были названы еретиками, подвергались гонениям, а особо восставшие были массово казнены.
Староверы на Дальнем Востоке По предложению Главного управления Восточной Сибири в 1860 г. было утверждено положение, дававшее возможность всем старообрядцам переселяться на Дальний Восток и приобретать права городских сословий. Создание условий для предоставления свободы вероисповедания этой многомиллионной группе своих подданных, что привело к образованию десятков оседлых поселений в Амурской и Приморской областях.
Численность на Дальнем Востоке В 1897 г. старообрядцев на Дальнем Востоке насчитывалось более 7 тысяч. В основном это было беспоповцы. Около 3 тыс. семейских трудились на строительстве Транссибирской магистрали в 1890-х гг. По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось старообрядцев. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области 11,89
1. Крестное знамение у староверов Это так называемое двуперстие в отличие от троеперстия, которое используют православные. Поскольку верующий осеняет себя крестом, то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Крещение у староверов. А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек) В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)
2. Земные поклоны Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные. Но старообрядцы предпочитают великий земной поклон. При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика (подручника).
3. Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении знаменное пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон. Б. Из-за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный.
4. Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, считая его завершённым и единственно полноценным. Православные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.
5. Нательный крест, лестовка, подручник Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета.
6. Особенности образования. У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Час ослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.
7. Внешний вид
Выводы: 1. Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патриарха Никона и охранили тем чистоту русского православия. 2. Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство. 3. Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры.