Презентация по методической теме учителя начальных классов: КГУ «Нагорненской основной школы»: Мялик Татьяны Петровны.
Тема: «Активизация логического мышления через развитие творческого воображения» Цель: учить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Возможность создать что-то новое, необычное закладывается в детстве, через активизацию познавательной деятельности, через развитие высших психических функций:
П. Блонский отмечал: «Мышление – та функция, развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Мышление – это психический процесс, который позволяет решать поставленную задачу. Конечно, это одно из основных качеств, помогающих человеку в жизни, поэтому так важно его развивать уже с детства».
Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой полученных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.
Другой важнейшей стороной нашей жизни является воображение. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ей.
Математика Она дает реальные возможности для развития воображения и мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности. На уроках учимся подмечать закономерности, сходства, различия с простых упражнений через дидактические игры и упражнения, через занимательный материал.
Дидактические игры: «Найди отличия» «Муха» «В цирке» «Перепутанные линии» «Магазин»
Загадки задачи - шутки ребусы Занимательный материал кроссворды головоломки математические квадраты
Упражнения: «Помоги цыпленку» «Найди домик собачки» «Найди закономерность и заполни таблицу» «Сколько треугольников на рисунке?» «Кто быстрее?» «Число-загадка» «Отгадай слово» и другие.
На уроке математики
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
На уроках русского языка предлагаю следующие задания:
- Анаграммы (преобразование букв путем их перестановки в слово) – например: луфобт (футбол), окамндри (командир), дичаза (задачи), замор (мороз), анри (игра); - исключение лишнего (берутся несколько слов, из этих слов исключить лишнее по сходным признакам - составление предложений (берутся наугад три слова, с ними надо составить как можно больше предложений); - составить предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы: М В Ч О, В С Н Т и др. - поисковые задачки; - игры: «Лишнее слово», «Назови магазин», «Кто самый внимательный» и другие; - загадки, ребусы, кроссворды.
Литература - Придумать как можно больше заглавий к тексту; -«сокращение рассказа» – зачитываю рассказ, учащиеся должны передать содержание рассказа 2-3 предложениями - «продолжи рассказ» – читаю рассказ, затем прерываю чтение, а учащиеся должны придумать окончание рассказа, затем сравнивают свой рассказ с прочитанным
«укрась слово» – к предложенному имени существительному подобрать как можно больше подходящих по смыслу имен прилагательных (задача – простая, сложная, трудная, легкая, непонятная); составь рассказ, в котором действующими лицами были бы сказочные персонажи из разных историй: например: Баба Яга и Колобок; рассказать сказку на новый лад, добавив новые современные слова: например, в сказке «Колобок» – велосипед, мотор, соревнование, успех, награда.
Познание мира Дискуссии на разнообразные темы; Логические задачи; ролевые игры Назвать ассоциации к словам Творческие работы - написать эссе, обращения, мини-сочинения по данным темам: например, «Что произойдет, если исчезнет вода?», «Могут ли растения жить в одинаковых условиях», «Что люди делают, чтобы сохранить жизнь на Земле» и т.д. Составление экологических правил, рисуют плакат: «Берегите воздух!», «Берегите воду!»
Работа в группах на уроке познания мира
Презентация своей работы в группах
Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.
Спасибо за внимание!