Тольяттинский государственный университет Об опыте разработки основной образовательной программы по направлению «Психолого-педагогическое образование» (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО) И.В. Руденко, д.п.н., профессор кафедры педагогики и методик преподавания, руководитель группы разработчиков
Основные задачи при разработке ООП учет педагогических достижений российской высшей школы и требований международных стандартов; отражение условий конкуренции образовательных систем и требований рынка труда; широкое участие профессорско- преподавательского состава системы ВПО России во всех процессах, связанных с проектированием К-О ООП.
Особенность нового поколения ООП ВПО - реализация идей компетентностного подхода проявление существенного усиления направленности образовательного процесса на студента как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования Преподаватель и содержание дисциплины Студент и ожидаемые результаты образования Перенос акцента
Изменение понятия «основная образовательная программа» Используемое определение Это система учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника. Новое определение Это совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Соотношение степени стандартизации
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально- личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
1. ХАРАКТЕРИСТИКА основной образовательной программы высшего профессионального образования 1. Общие положения 2. Нормативные документы для разработки ООП ВПО 3. Наименование ООП ВПО 4. Направление подготовки (специальность) 5. Профиль подготовки 6. Миссия, ц ель ООП ВПО 7. Квалификация выпускника 8. Срок освоения ООП ВПО 9. Трудоемкость ООП ВПО 10. Требования к абитуриенту 11. Основные пользователи ООП ВПО
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование) ОК-1 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; ОК-2 владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений; ОК-3 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения; (…) ОК-11 выполняет требования гигиены; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (классификация предложена УМУ ТГУ) Общенаучные компетенции Инструментальные компетенции Социально-личностные компетенции
Общекультурные компетенции (обязательные для всех профилей) (классификация предложена УМУ ТГУ) Общенаучные компетенции ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-9 способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений; готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен понять принципы организации научного исследования, способы построения научного знания; Инструментальные компетенции ОК-5 ОК-6 ОК-7 способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами; готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; Социально-личностные компетенции ОК-3 ОК-8 ОК-10 ОК-11 владеет моральными нормами и основами нравственного поведения; способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; Выполняет требования гигиены; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Профессиональные компетенции (ФГОС ВПО по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование) ОПК – общие профессиональные компетенции Профессиональные компетенции, учитывающие профиль подготовки (ПКПП, ПКСПП, ПКСП)
Профессиональные компетенции (классификация предложена УМУ ТГУ) Научно-исследовательские компетенции Технологические компетенции Организационно-управленческие компетенции Профильно-специализированные
Профессиональные компетенции профилей Профиль: Начальное образование Научно-исследовательские компетенции ПКНО-2 ПКНО-7 Способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержание учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности; готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками; Технологические компетенции ПКНО-1 ПКНО-5 способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы; готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ; Организационно-управленческие компетенции ПКНО-3 ПКНО-4 ПКНО-6 ПКНО-8 способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающего; готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе; готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования; способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников. Профильно-специализированные компетенции ПСК-9 ПСК-10 (…) ПСК-18 готов к реализации в учебном процессе образовательных программ начального образования; способен создать оптимальные условия для адаптации первоклассников к начальному периоду учебной деятельности; (…) способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов.
Действующий и новый (компетентностно- ориентированный) учебные планы: в чем новизна и в чем преемственность? Какие инструменты выступают поддерживающими при построении нового учебного плана?
ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем СОПРЯЖЕНИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО 1. И меется ядро дисциплин, обеспечивающее формирование тех требований из модели выпускника, которые преемственно переходят из ГОС-2 в ФГОС ВПО 2. Имеется педагогически обоснованная последовательность изучения ряда дисциплин, относящаяся к профессиональной подготовке
ФГОС ВПО и ГОС ООП: учебный план - в чем ОТЛИЧИЕ? ГОС-2ФГОС ВПО Значимость дисциплины требует обоснования с позиции ее вклада в формирование компетенции Часть дисциплин модифицируется или исключается (переход к 2-уровням подготовки, необоснованность включения в уч. план и пр.) Выраженность трудоемкости в часах Выраженность трудоемкости в зачетных единицах Появление междисциплинарных модулей, усиление междисциплинарных связей
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика ООП ВПО 2.Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) 3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) 4. Ресурсное обеспечение ООП ВПО 5. Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников 6. Образовательные технологии 7. Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) 8. Регламент обновления ООП ВПО
Описание характеристик образовательных технологий, используемых при реализации ООП ВПО (по дисциплинам, практикам учебного плана в компетентностном формате)
Формы, методы и средства воспитательной, внеучебной и социальной работы ТГУ по формированию общекультурных компетенций студентов, представленных в ФГОСе нового поколения (2010 г.)
1. Общее положение 1.1. Концептуальное положение: Аннотация (миссия, цели ) 1.2. Компетентностная модель выпускника 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам, темам и дидактическим единицам 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки 1. Общее положение 1.1. Концептуальное положение: Аннотация (миссия, цели ) 1.2. Компетентностная модель выпускника 2. Учебный план 2.1. Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам 2.2. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин 3. Программы учебных дисциплин 3.1. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения 3.2. Матрица распределения компетенций по разделам, темам и дидактическим единицам 3.3. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций 4. Программы практик 4.1. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности 5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации 5.1. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики 3.4. Перечень форм, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки
ЛИТЕРАТУРА 1. Проектирование Основных Образовательных Программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты ВПО: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно- методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук. Н.А. Селезневой. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 84 с. 2.Азарова, Р.Н., Борисова, Н.В., Кузов, В.Б.. Проектирование компетентностно- ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО.Методические рекомендации : Материалы XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе» / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузова. - М., с. 3.Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В.И. Байденко – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – 54 с. 4. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня, – С. 26–31.