Артамонова Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
Advertisements

Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Как работает школьный психолог ?. Психолог Психологическая профилактика Психологическое просвещение Диагностика Развивающая работа Коррекционная работа.
Адаптация пятиклассников. 1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя 2. Адекватная система отношений и общения с окружающими 3.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления.
Профилактика асоциального поведения. Асоциальное поведение (девиантное поведение ) – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм,
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
«Адаптация первоклассников к школе». Психофизиологические особенности первоклассника Особенности восприятия детей 6-7 лет. Особенности мышления детей.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Ваш ребёнок – пятиклассник: трудности и пути их преодоления.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Коррекция негативных проявлений подросткового возраста.
«Трудности адаптации пятиклассников в школе». радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе. страх, ожидание беды, беспокойство.
Транксрипт:

Артамонова Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» Москва-Томск, 2014

Задачи выявления одаренных детей, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, чтобы не «потерять» одаренных детей, а в будущем талантливых взрослых, остаются одними из приоритетных для современного общества.

Чем же тяготит одаренность? Исследования подтверждают, что одаренные дети в целом более благополучны: они не испытывают проблем в познавательной деятельности; их интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для личностного и профессионального успеха. В какой-то мере это справедливо. Но существуют и совершенно иные, общие для таких детей специфические особенности, как раз отягощающие дар возложенной на них исключительности.

Особенности, определяющие нелегкий путь личностного становления и самореализации одаренной личности: разбросанность, «голова полна шалостей»; трудности в нахождении близких по духу друзей, проблемы в общении со сверстниками; инфантильная реакция не научены преодолевать неудачи; проблемы, связанные с физическим развитием; проблема волевых навыков, саморегуляции; сниженная учебная мотивация…

В целом эти дети испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, что препятствует эффективной самоактуализации, становясь источником личностных проблем и психосоматических заболеваний вследствие ощущения «потерянности», невостребованности, краха ожиданий, конфликта между сложившимися самооценкой и уровнем притязаний и окружающей действительностью.

Но это далеко не самое страшное. Страшнее то, что «цена» дара зачастую становится для таких детей слишком высока…

Именно эта исключительность одаренного ребенка, осознаваемая им как некая принадлежность к «избранным», исключительность, возлагаемая на него родителями, педагогами всем его окружением, становится смыслообразующим мотивом всего существования. С одной стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. С другой несоответствие на каком-то этапе заданной высокой планке воспринимается как провал, жизненный крах.

В такой ситуации часто можно ожидать: детский невроз; срывы; болезни; уходы из дома; социальную и школьную дезадаптацию; и, как крайнее проявление, попытки суицида... По данным официальной статистики сегодня проблема школьной дезадаптации одна из самых острых и носит негативно прогрессирующий характер. Психогенная школьная дезадаптация представляет собой достаточно распространенное явление и диагностируется у 32–52% детей школьного возраста.

НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ повышенная утомляемость; сниженная работоспособность; импульсивность; неконтролируемое двигательное беспокойство (расторможенность) либо заторможенность; нарушения аппетита, сна, речи. Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.

неуспешность учения; негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать ее); учебная и игровая пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенная тревожность, частая смена настроения; страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность; чувства неуверенности, своего отличия от других; заметная уединенность в кругу одноклассников; заниженная либо завышенная самооценка; сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Как показывают исследования, школьной дезадаптации подвержены отнюдь не только дети с нарушением психических познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия), нарушения речи, теми или иными психосоматическими проблемами и др. Достаточно часто синдром школьной дезадаптации наблюдается у категории детей с признаками одаренности. Более того, в отношении детей с ярко выраженной одаренностью были зафиксированы, и в последнее время все чаще, проявления суицидального поведения.

Проблема взросления, становления личности одаренных детей требует еще очень кропотливого изучения и поиска оптимальных путей ее разрешения. А сам вопрос высокой одаренности и умения использовать свой дар во благо вопрос не только психолого-педагогический, но философский, нравственный. Говоря словами Юнга: «…дары богов имеют две стороны: светлую и темную… Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности, к повышенному самосознанию».