Артамонова Елена Геннадьевна, кандидат психологических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» Москва-Томск, 2014
Задачи выявления одаренных детей, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, чтобы не «потерять» одаренных детей, а в будущем талантливых взрослых, остаются одними из приоритетных для современного общества.
Чем же тяготит одаренность? Исследования подтверждают, что одаренные дети в целом более благополучны: они не испытывают проблем в познавательной деятельности; их интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для личностного и профессионального успеха. В какой-то мере это справедливо. Но существуют и совершенно иные, общие для таких детей специфические особенности, как раз отягощающие дар возложенной на них исключительности.
Особенности, определяющие нелегкий путь личностного становления и самореализации одаренной личности: разбросанность, «голова полна шалостей»; трудности в нахождении близких по духу друзей, проблемы в общении со сверстниками; инфантильная реакция не научены преодолевать неудачи; проблемы, связанные с физическим развитием; проблема волевых навыков, саморегуляции; сниженная учебная мотивация…
В целом эти дети испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, что препятствует эффективной самоактуализации, становясь источником личностных проблем и психосоматических заболеваний вследствие ощущения «потерянности», невостребованности, краха ожиданий, конфликта между сложившимися самооценкой и уровнем притязаний и окружающей действительностью.
Но это далеко не самое страшное. Страшнее то, что «цена» дара зачастую становится для таких детей слишком высока…
Именно эта исключительность одаренного ребенка, осознаваемая им как некая принадлежность к «избранным», исключительность, возлагаемая на него родителями, педагогами всем его окружением, становится смыслообразующим мотивом всего существования. С одной стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. С другой несоответствие на каком-то этапе заданной высокой планке воспринимается как провал, жизненный крах.
В такой ситуации часто можно ожидать: детский невроз; срывы; болезни; уходы из дома; социальную и школьную дезадаптацию; и, как крайнее проявление, попытки суицида... По данным официальной статистики сегодня проблема школьной дезадаптации одна из самых острых и носит негативно прогрессирующий характер. Психогенная школьная дезадаптация представляет собой достаточно распространенное явление и диагностируется у 32–52% детей школьного возраста.
НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ повышенная утомляемость; сниженная работоспособность; импульсивность; неконтролируемое двигательное беспокойство (расторможенность) либо заторможенность; нарушения аппетита, сна, речи. Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез.
неуспешность учения; негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать ее); учебная и игровая пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенная тревожность, частая смена настроения; страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность; чувства неуверенности, своего отличия от других; заметная уединенность в кругу одноклассников; заниженная либо завышенная самооценка; сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Как показывают исследования, школьной дезадаптации подвержены отнюдь не только дети с нарушением психических познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия), нарушения речи, теми или иными психосоматическими проблемами и др. Достаточно часто синдром школьной дезадаптации наблюдается у категории детей с признаками одаренности. Более того, в отношении детей с ярко выраженной одаренностью были зафиксированы, и в последнее время все чаще, проявления суицидального поведения.
Проблема взросления, становления личности одаренных детей требует еще очень кропотливого изучения и поиска оптимальных путей ее разрешения. А сам вопрос высокой одаренности и умения использовать свой дар во благо вопрос не только психолого-педагогический, но философский, нравственный. Говоря словами Юнга: «…дары богов имеют две стороны: светлую и темную… Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности, к повышенному самосознанию».