Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУДО г. Москвы
Ценностные ориентиры начального образования Формирование основ гражданской идентичности Формирование психологических условий развития общения, кооперации и сотрудничества Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма Развитие умения учится как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной. Формирование УУД в образовательном процессе определяется следующими положениями:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком (собственно психологическом значении) совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность посредством самостоятельного усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Формирование УУД на уроках математики Математика – основа развития у учащихся познавательных действий (логических, знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, выработка вычислительных навыков, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование общего приема решения задач.
Личностные Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (осознание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); Нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого материала, обеспечивающего личностный моральный выбор).
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Контроль – заключается в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (см.)(см.) Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Оценка успешности решения математических задач Критерии 1. Адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи 2. Адекватность оставления знаковой модели, в которой математическая формула должна соответствовать графической схеме 3. Правильность вычислений 4. Выполнение проверки результатов
Задание Выкладывание узора по образцу Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца Планировать свое действие в соответствие с особенностями образца Осуществлять контроль по результату и по процессу Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение Познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные универсальные действия Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы
Общеучебные универсальные действия Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, втч с помощью компьютерных средств Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Знаково-символические действия Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) см.см Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Моделирование как УУД - кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов) -декодирование/считывание информации -умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач -умение строить схемы, модели и т.п.
Логические универсальные действия Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов Подведение под понятие, выведение следствий Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование
Логический анализ Задачи с неполным условием (опора на житейский опыт) (Сколько лап у трех жуков) Задачи на знание об арифметических действиях, компонентах действия и их отношениях (На рисунке три одинаковых коробки с конфетами. Одна раскрыта, и видно количество конфет. Составить по рисунку задачу, которая решается с помощью умножения)
Постановка и решение проблемы Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Решение задач Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владения предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи: логико-математический (выделяют логические операции, входящие в этот процесс); психологический (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает); педагогический (приёмы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи).
Компоненты общего приёма решения задач 1. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) 2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств 3. Установление отношений между данными и вопросом 4. Составление плана решения 5. Осуществление плана решения 6. Проверка и оценка решения задачи
Привести пример заданий По переводу вербально заданного текста на язык графики Ответ: составить задачу по рисунку или схеме
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Коммуникативные действия Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по обучению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные Диктант Лего в парах
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Действия учителя при планировании УУД: 1. Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся. 2. Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока. 3. Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.
4. Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения. 5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД. 6. Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
Структура конспекта Основные этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемые результаты Личнос тные Метапр едметн ые Предмет ные
Примерная структура урока 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне, осознание ответственности за общее благополучие класса. На этом этапе у учащихся должна возникает положительная эмоциональная направленность, состоящая в организации осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определении целей и содержательных рамок урока. Формируются личностные универсальные учебные действия. - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу») - устанавливаются тематические рамки («могу») «Хочу, потому что могу!»
2. Актуализация знаний. Цель: актуализация изученных способов действий, их обобщение; самостоятельно осуществлять пробные учебные действия; Фиксируется ситуация, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний; организуется самопроверка учащихся своих работ по готовому образцу.
3. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. На этом этапе возможно формировать УУД: -личностные, - регулятивные, - коммуникативные.
Спасибо за внимание!