Групповая дифференциация и лидерство. Положение личности в группе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? -Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами –помеха нормальному.
Advertisements

Социальные интересы и формы социального взаимодействия Социальные интересы и формы социального взаимодействия План 1. Социальные интересы. 2. Формы социального.
Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему? -Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами –помеха нормальному.
Открытый урок по обществознанию 10 класс (профильная группа) ТЕМА УРОКА: «Конфликт в межличностных отношениях» Учитель: Солдатова Л.В.
Как вести себя в конфликтной ситуации Анисимова Полина и Лина Давидян, ученицы 6 класса «Б».
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. 6 КЛАСС
Социальные интересы и формы социального взаимодействия Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Презентация вопросов раздела «Социальные отношения» Кодификатора по обществознанию 2014 год (подготовка к ЕГЭ) Социальный конфликт Обществознание, 10 класс.
Урок обществознания в 11 классе Учитель: Кроневальд Н.М.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИДЕРСТВЕ…. План Положение личности в группе.Положение личности в группе. Что такое «лидерство»?Что такое «лидерство»? Лидерские роли,
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чём ином, состоит его задача.
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов…
Понятие Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп,
Групповая дифференциация и лидерство. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ НА УЧАСТНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде.
Приемы разрешения конфликтов в группах. Вотякова Татьяна Леонидовна, учитель физической культуры БОУ г. Омска «СОШ 142»
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Транксрипт:

Групповая дифференциация и лидерство

Положение личности в группе

Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

Социометрического метод звезды лидеры приятные предпочитаемые пренебрегаемые изолированные отверженные

Факторы, влияющие на дифференциацию в группе: вид группы (формальная, неформальная); степень сплоченности; личностный состав; система ценностей и установок; полезные дела.

«Что такое лидерство»?

«лидер» - ведущий В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель.

Лидерство и руководство Сходства Различия «Ведущие». Подчинение коллектива. Психологическа я деятельность По происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается. По деятельности: лидер действует самостоятельно, руководитель целенаправленно, под контролем социальных структур. По сфере деятельности: лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. По руководству: лидер опирается в первую очередь на авторитет (моральные санкции), руководитель имеет более широкие санкции

Лидерские роли, стили лидерства

Модель 1 (50-е гг. XXв.) Лидерские роли Роль инструментального лидера: роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения задач. Главные качества: наибольшие знания и компетентность Экспрессивный лидер: предполагает действия, относящиеся к межличностным отношениям. Главные качества: способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, сочувствовать

Семья как малая группа

Особенности семьи как малой группы

Семья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Гендерное поведение

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то поло-ролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. [англ.лат.пол [

Воспитание в семье

Семейное воспитание осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

Антисоциальные и криминальные молодежные группы

Неформальные молодежные группы

Типы неформальных молодежных групп 1. Просоциальные, или социально положительные; 2. Асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; 3. Антисоциальные, или социально-отрицательные, преступные группы.

Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы

Криминализация в асоциальных группах

Криминогенные группы – асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления.

Отличия от преступных групп нет четкой ориентации на совершение преступлений преступления совершаются в проблемных, конфликтных ситуациях преступления совершаются при благоприятных для этого условиях

Путь криминализации подростковых групп 1. влияние опытных преступников

Путь криминализации подростковых групп 2. вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы: усиление проявления конформности социальное «заражение» - подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов механизм деиндивидуализации – утрата человеком собственного «я» «мы»-«они» заменяется «свои»-«чужие» феномен «стаи». Групповое затмение сознания или групповое «ослепление»

Приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп.

Антисоциальная субкультура

Широкий смысл – все социально- психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. Узкий смысл – различные проявления преступного образа жизни.

Проявления преступного образа жизни скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций; феномен «круговой поруки» материальная основа в виде «общего котла» постановка должника на «счетчик» «дедовщина» - система неформальных правил вхождения в новое общество, определения статуса, прав и обязанностей, движения к сверх правам

Проявляется антисоциальная субкультура в: языке (жаргоне) татуировках мимике, жестах кличках клятвах четкой статусно-ролевой дифференциации

Криминальные группы

Отличие от других социальных групп цели; специфика групповых процессов; особая общественная опасность; противоправные нормы; организованное совершение преступлений.

Преступное сообщество сплоченность; целевая установка на совершение особо тяжких преступлений; наличие сложных организационно-иерархических связей; тщательная конспирация, система защитных мер; существование коллегиального органа руководства, информационной базы, устава

Конфликт в межличностных отношениях

Структура и динамика межличностного конфликта

Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой. Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого -- получение позитивного результата только для одной стороны.

Участники конфликта Прямые участники Непосредственны е участники Те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации Те, кто своими непосредственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий

Этапы протекания конфликта I стадия: появляется основная проблема (объект конфликта), возникает объективная конфликтная ситуация II стадия: объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками III стадия: переход к конфликтному взаимодействию, обостряется эмоциональный фон IV стадия: полное или частичное разрешение конфликта

Поведение личностей в конфликте

Все многообразие видов взаимодействия в общении психологами принято разделять на два противоположных типа: кооперацию (сотрудничество); конкуренцию (соперничество).

Основные стратегии взаимодействий в конфликте

Стратегия и тактика Характеристика и анализ Избегание (уход)Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов Конкуренция (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны

Как успешно разрешать конфликты Как успешно разрешать конфликты

Пути конструктивного разрешения конфликтов Переговоры Медиация Арбитраж

Переговоры это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения.

Медиация в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш- выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.

Арбитраж третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.