Некоторые подходы к классификации уроков. Урок Дидактической цели (И.Т.Огородников И.Н.Казанцев) Цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И.Махмутов) Основных этапов учебного процесса (С.В.Иванов) Дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М.Яковлев, А.М.Сохор) Методов обучения (И.Н.Борисов) Способов организации учебной деятельности учащихся. (Ф.М.Кирюшкин)
И.Н.Казанцев Советский дидакт И.Н.Казанцев предложил группировать уроки по двум критериям: Арифметики Алгебры Геометрии тригонометрии Уроки экскурсии Киноуроки Уроки самостоятельной работы Способу проведения Содержанию
Типы уроков Типы уроков по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности вводный; урок первичного ознакомления с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний на практике; урок навыков; закрепления, повторения и обобщения; контрольный; смешанный или комбинированный
Наибольшую поддержку получила классификация уроков по двум признакам: 1)дидактическим целям; 2)месту уроков в общей системе Комбинированные или смешанные уроки; Уроки ознакомления учащихся с новым материалом; Уроки закрепления знаний; Уроки обобщения и систематизации изученного; Уроки выработки и закрепления умений и навыков; Уроки проверки знаний.
Типы уроков: Комбинированные (смешанные); Уроки изучения новых знаний; Уроки формирования новых умений; Уроки обобщения и систематизации изученного; Уроки контроля и коррекции знаний, умений; Уроки практического применения знаний, умений.
Структура урока Дидактическая структура урока Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Дидактическая структура урока является постоянной и в деятельности учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока.
Введение нового понятия путем объяснения учителя; Создание проблемной ситуации; Выдвижение гипотез (предложений) о способе решения ранее поставленной проблемы; В начале урока может быть контрольная работа на применение знаний, изученных на предыдущем уроке и т.д.
Методическая подструктура урока На одном уроке она может предусматривать: Методическая подструктура урока разрабатывается на основе дидактической структуры и характеризуются большой вариативностью. На одном уроке она может предусматривать: )рассказ учителя; )постановку вопросов на воспроизведение; )учащимися сообщенных им знаний; )выполнение упражнений по образцу; )решение задач.
На другом уроке она может предусматривать: )Показ способов деятельности; )Его воспроизведение учащимися; )Решение задач с применением этого же способа в новых нестандартных ситуациях и др.
На третьем уроке она может предусматривать: )Решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания; )Обобщение учителя; )Воспроизведение знаний и т.д.
Методическая подструктура урока в отличие от дидактической структуры – величина переменная. Методическая подструктура урока отражает: Основные этапы обучения Характер организации урока урока
Нестандартные уроки 1. Уроки – «деловые игры» 2. Уроки – «пресс-конференции» 3. Уроки – «соревнования» 4. Уроки типа К.В.Н. 5. Театрализованные уроки 6. Уроки консультации 7. Компьютерные уроки 8. Уроки с групповыми формами работы 9. Уроки взаимообучения учащихся 10. Уроки творчества 11. Уроки аукциона 12.Уроки, которые ведут учащиеся 13. Уроки зачеты 14. Уроки – сомнения 15. Уроки – творческие отчеты 16. Уроки формулы 17. Уроки – «погружения»
18. Уроки – конкурсы 19. Бинарные уроки 20. Уроки обобщения 21. Уроки фантазии 22. Уроки – игры 23. Уроки – «суды» 24. Уроки поиска истины 25. Уроки – лекции «Парадоксы» 26. Уроки – концерты 27. Уроки – диалоги 28. Уроки «Следствие ведут знатоки» 29. Уроки – ролевые игры 30. Уроки конференции 31. Уроки – семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки – «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки – экскурсии 36. Уроки – игры «Поле чудес»