Метод педагогического наблюдения -это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.
Отличия научного наблюдения 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются. 3) полученные данные обрабатываются.
Виды наблюдения 1. Прямое наблюдение - вид наблюдения, в ходе которого исследователь непосредственно участвует в исследуемом процессе, действует совместно с участниками исследования. 2. Опосредованное (косвенное) наблюдение - вид наблюдения, который не предусматривает непосредственного участия исследователя в процессе. Это наблюдение, к которому привлекаются другие лица. 2. Опосредованное (косвенное) наблюдение - вид наблюдения, который не предусматривает непосредственного участия исследователя в процессе. Это наблюдение, к которому привлекаются другие лица. 3. Самонаблюдение - процесс созерцания внутренних психических процессов с одновременным наблюдением за их внешними проявлениями.
Классификация наблюдений по форме: 1. Осознанное наблюдение: наблюдаемому человеку известно о наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. том, что за ним наблюдают. 2. Неосознанное наблюдение: наблюдаемым субъектам неизвестно наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а о том, что за ними наблюдают, а исследователь находится внутри исследователь находится внутри системы наблюдения, становится её системы наблюдения, становится её частью. частью.
Организация наблюдения: 1. Определить цели, стоящие перед наблюдением. 2. Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы. отдельные учащиеся, различные классы или группы.. Разработать схему (план) наблюдения. 3. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы. Подготовить документы. 4. Подобрать способы фиксации результатов. 5. Выбрать методы анализа полученных результатов. Определить цели, стоящие перед наблюдением. Определить цели, стоящие перед наблюдением.
Недостатки метода наблюдения: Объективные: - ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации; характер каждой наблюдаемой ситуации; - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. повторения наблюдений. Субъективные: - различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых; - несхожесть их интересов, ценностных наблюдателя и наблюдаемых; - несхожесть их интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения; - установки наблюдаемых и наблюдателя; - результаты наблюдения могут зависеть от ориентаций, стереотипов поведения; - установки наблюдаемых и наблюдателя; - результаты наблюдения могут зависеть от настроения наблюдателя. настроения наблюдателя.