ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Рассмотрим особенности речевого развития детей от 4 до 5 лет в следующих разделах: 1. Речь ребенка. 2.Игры, развивающие способности ребенка.
РЕЧЬ РЕБЕНКА Развитие речи детей находится в прямой зависимости от следующих факторов: 1. РЕЧЕВОГО ОКРУЖЕНИЯ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ РЕБЕНКОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕЧЕВОГО СОДЕРЖАНИЯ
4-5 лет Ребенок черпает свои знания, усваивая новые слова благодаря общению с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает взрослым много вопросов. Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете.
Обладает словарным запасом около 3000 слов. Осмысливает причинно-следственные отношения; употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове. Понимает и употребляет слова- антонимы; образовывает новые слова по аналогии со знакомыми словами. Активно употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Рассказывает невероятные истории. Активно сопровождает речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Развитие Речи Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. 2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). 3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка – девочки- много девочек). 4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). 6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. 7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. 8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. 9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет. 10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. 2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает) 3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей. 4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них. 5. Ребенок должен уметь определять время суток. 6. Отгадывать простые загадки.
Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. 2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. 4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. 5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. 6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). 2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 4-5 частей. 4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание 5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. 6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок. 7..Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д. 9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д. 10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка мальчик, собака-кошка и т.д. 11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Навыки обихода Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка. 2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. 3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. 5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. 6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края. 7. Ребенок должен различать правую и левую руку.
Развитие разговорной речи - важный этап в формировании у ребенка связной речи. Главная задача родителей- помощь в овладении родным языком - обогащение словаря (углубление понимания смысла употребляемых слов) и в развитии связной речи. Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используйте самое ближайшее окружение ребенка, то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Вводите в словарь детей не только названия цветов( красный, синий и т.д.), но и их оттенков. Не только названия формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны.
Учить: -использовать в речи названия предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены; определять и называть местоположение предмета, время суток. употреблять существительные с обобщающим значением; слова-антонимы. -вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия. рассказывать о содержании сюжетной картинки, по серии сюжетных картинок; подбирать слово на звук, который вы задаете; называть какой звук он слышит в начале слова, в конце слова.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Дети могут различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ.
Игра «Скажи наоборот»
Найди отличия
РАССТАВЬ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ И РАССКАЖИ
Часть-целое : Птица (клюв, крыло, перья, когти, лапы, хвост)
Назови части предмета : Чайник (крышка, носик, донышко, ручка)
Назови одним словом:
Игра «Назови детенышей» У козы-?
Мяч какой? Рыба- что делает?
Скажи так: дом- дома- много домов Скажи ласково: Окно-окошко
Скажи «Где мяч?»
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА Произнеси правильно слова аквариум водопроводчик велосипед
Назови первый звук в слове УТКА - (У) -первый звук в слове ПАЛКА -(П) -последний звук в слове СУП -(П)
Воспитательно -педагогическую работу можно считать успешной, если к 5 годам дети смогут: -приобрести устойчивый интерес к заданиям по познавательной деятельности.