Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Advertisements

Типы и самые известные работы. Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Подготовила Оникова Мария 10 «б» класс. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
«Священный лик Богоматери». Мать Пресвятой Богородицы. Праведная Анна с младенцем Марией.
Тема урока: Образ Богородицы в русской иконописи. Иконографический тип изображения Богородицы «Одигитрия».
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
"Путеводительница" ОДИГИТРИЯ - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой.
Куруджова Г.В., учитель начальных классов МБОУ ООШ 15 МО г.Горячий Ключ.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Презентация Соболевой Екатерины. ВЛАДИМИРСКАЯ. По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостол показал Богоматери этот образ,
1.Тезис. «Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда.
Образ Богородицы в иконографии. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только.
Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Учитель ИЗО и МХК МОУ СО Богдановской школы Синебрюхова Т.В.
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
Создатели презентации: Кабанова Мария и Галченко Эллина Икона Владимирской Божией Матери.
Транксрипт:

Иконы Богоматери.

Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век

Елеу́са (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Елеу́са (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона преобразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др. К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович. К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы «Игоревская», перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская. Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.

Донская икона. Феофан Грек (?) г. (?).

Икона Елеуса-Киккская (1668 год), Симона Ушакова.

Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́мельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́мельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение матери и сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа явление в мир "небесного царя и судии" и поклонение царственному младенцу. Основной смысл этого образа явление в мир "небесного царя и судии" и поклонение царственному младенцу.

Казанская икона Божией Матери

Иконографический тип Панахранта. Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век

Панахра́нта (ср.-греч. Panachranta Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в. Панахра́нта (ср.-греч. Panachranta Пренепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в. Такой тип изображения появился в Византии в XI XII вв. Такой тип изображения появился в Византии в XI XII вв.

Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок

Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

Оранта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Оранта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.